Путину, в отличие от Сталина, нечего предложить миру: советская идеология работала, российская — нет
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Путину, в отличие от Сталина, нечего предложить миру: советская идеология работала, российская — нет2 дня назад2 дня назад51,8 тыс4 мин
Вопрос взаимодействия идеологии и геополитики далеко не праздный. Профессиональные дипломаты считают, что в международных делах идеология (идейные противоречия, включая религиозные) никогда не бывает отделена от геополитики (противоречий геополитического свойства). И если советская идеология работала, рекрутируя в ряды сторонников СССР и противников Запада сотни, тысячи людей, среди которых были ученые, разведчики, политики, писатели, то Россия множит только недругов, потому что идеологически она ничем не отличается от того же Запада, кроме неприятия ЛГБТ и разговоров о семейных ценностях.
Простой и свежий пример: Индия заявила о готовности отказаться от российской нефти из-за новых европейских санкций.
Министр нефти Хардип Сингх Пури уверен: даже при блокировке российских поставок страна не останется без топлива. Альтернативы есть — новые игроки вроде Гайаны, а также наращивающие добычу Бразилия и Канада. Кроме того, Индия развивает собственную нефтедобычу.
«Я не беспокоюсь. Если что-то случится, мы справимся», — заявил Пури.
Он отметил, что Индия уже диверсифицировала импорт: теперь нефть поступает из 40 стран вместо 27.
Сейчас Россия — главный поставщик нефти в Индию (35%), но в Indian Oil готовы вернуться к модели, где её доля не превышала 2%.
«Кто бы сомневался, что рано или чуть позже современные правители Индии — традиционалисты, опирающиеся на традицию имущественной и кастовой сегрегации, — выступят против современной России на стороне США и их союзников! С Индией мог управиться, держать её и её руководителей ближе к себе, чем у Западу, только Советский Союз, его руководители, его дипломаты и разведчики, его военные, его промышленники, его идеология и политика», — замечает публицист, политолог, чрезвычайный и полномочный посланник II ранга Михаил Демурин.
Идеология определяет не только геополитические, но и социальные, экономические, культурные и прочие цели внешней политики страны. Если посмотреть шире, политическая идеология – это теоретическая база, задающая ориентиры для формирования конкретных внешнеполитических задач. СССР обладал мощной идеологической базой.
При этом советская идеология была долгое время вполне конкурентоспособна по отношению к западному консерватизму и либерализму, что на первый взгляд парадоксально: ведь марксизм, казалось бы, тоже западное учение.
Однако здесь есть несколько принципиальных моментов.
Во-первых, она была творчески переработана Лениным и большевиками и ещё больше трансформировалась в процессе практического воплощения после Октябрьской революции, став идеологией, применимой к условиям России и других незападных стран, но слабо применимой на Западе.
Во-вторых, страны, не принадлежащие к Западной цивилизации, видели в ней знамя борьбы против западного колониализма, поскольку Запад занял враждебную позицию по отношении к России – стране незападной, что обеспечило ей кредит доверия среди народов, боровшихся за свою свободу.
В-третьих, советская социалистическая идеология предлагала мощную социально-экономическую альтернативу Западу.
Западное общество, пережив катаклизмы Первой и Второй мировых войн, «перебаливало» коммунистическими идеями. Коммунисты имели реальную возможность прийти к власти во Франции и Италии. Однако, с одной стороны, западные элиты сделали всё возможное, чтобы чуждая им «русская идеология» не победила, а с другой – западное общество быстро «успокоилось» по части коммунистических идей, как только улеглись политические катаклизмы.
Вернее, ещё несколько десятилетий эти идеи сохраняли популярность у неимущих слоев (особенно в романских странах), но реального шанса прийти к власти у коммунистов уже не было. Почему? Ответ кроется в Народных началах Западной цивилизации: индивидуализм и порождаемая им агрессия в корне противоречат идеям обобществления собственности на средства производства и социальной справедливости.
Тем не менее вплоть до начала Второй мировой войны советская идеология являлась мощным геополитическим оружием против Запада. Сама идея «мировой революции», конечно, была утопичной. Однако как средство сдерживания Запада, она, без сомнения, сыграла положительную роль. Обладай сегодня Россия подобным оружием (скажем, в виде идеи Всеславянского союза, да ещё с открытым предложением присоединения к нему народов Тюркской цивилизации), антироссийский фронт Запада мог бы быть подорван, и ситуация в украинском конфликте, вероятно, была бы иной.
Политическая идеология не может не учитывать цивилизационную основу, качества Народных начал. Жизнеспособной в России может быть только идеология, основанная на принципах социальной справедливости и преобладании коллективистских начал над индивидуалистическими (именно поэтому в России-СССР в целом удался социалистический проект). Как показывает практика, ни западный либерализм, ни западный консерватизм (воплощаемый в России консерваторами-имперацами) народной поддержки не имеют.
Россия могла бы и сегодня работать на раскол Запада. Однако, как показала практика, одной пропаганды традиционных ценностей и противостояния ЛГБТ явно недостаточно. Нужна общенациональная идеология, органично включающая идеи Всеславянского союза (что могло бы повлиять на славянские страны, которые Запад подмял под себя). Необходима новая, альтернативная Западной модели, социально-экономическая система, основанная на идеях.
Только тогда Россия сможет стать одним из центров многополярного мира, вернув себе привлекательность для незападных стран. Но, властвующая в России элита – плоть от плоти западная, и она рассматривает нынешний кризис в отношениях как недоразумение, которое нужно немедленно разрешить. А это может случиться только путем фундаментальных уступок Западу и потери суверенитета России.