Дядя Сэм, а где же твои «ЭПРы»?
В ходе учений НАТО над Балтийским морем впервые произошла «встреча» истребителя ВКС России Су-30СМ и F-35A Lightning II ВВС Италии. Казалось бы, ничего особенного, если не брать во внимание тот факт, что встреча произошла случайно для F-35, а учитывая, что Су-30 знал о присутствии истребителя НАТО в данном месте, возникают вопросы. Ссылаясь на американский портала Military Watch, на котором были представлены фото и видео данного события, можно понять, что в западных СМИ это событие вызвало огромный резонанс.
F-35A, вид из кабины Су-30СМ
Поймите правильно, F-35A по заявлению корпорации Lockheed Martin имеет ЭПР в 0,001 кв. м, что для БРЛС того же Су-30СМ, а именно Н011M «Барс» будет серьёзной проблемой даже на близкой дистанции. Однако западные обыватели негодуют, как относительно новый, но всё же истребитель 4-го поколения, да ещё и с БРЛС с ПФАР смог засечь машину со столь низким ЭПР?
Неожиданное для F-35A появление Су-30СМ по левую сторону
На самом деле гадать и предполагать можно бесконечно, однако факт есть факт, низкий ЭПР F-35-го сильно преувеличен и ведь есть ещё вопрос, а как так вышло, что летающий «компьютер» F-35 напичканный передовой электроникой и современнейшем БРЭО, не сразу заметил столь видимую цель?
Сближение F-35F и Су-30СМ
Можно сетовать на то, что у Су-30СМ последних модификаций стоит ОЛС от Су-35С, которая позволяет в оптическом и инфракрасном спектре видеть практически любую цель до 90 км, это подтверждалось и ранее, когда тот же Су-35С с помощью ОЛС взял на прицел F-22 во время дозаправки. Но тогда выходит, что на американских машинах вообще нет «обзора» в задней полусфере? Говоря откровенно, F-35 мог быть спокойно обнаружен из-за проблем с обшивкой, вы не поверите, но данная модель истребителя склонна к потере специального покрытия, если машина осуществляет полет на сверхзвуковых скоростях, а это означает, что с ЭПР не всё так как на бумаге.
ОЛС истребителя Су-35С, в прицеле F-22 и самолёт заправщик
Так же известно, что в марте 2015 года, во время испытаний F-35 инженеры столкнулись с проблемой при обнаружении наземных и воздушных целей, возникающей при полёте в строю, или же когда машина переходит из сверхзвуковой скорости в дозвуковую. Когда группа F-35 обнаруживает цель, программный комплекс не может определить, является ли угроза единичной или это несколько объектов.
Широкоформатный МФИ истребителя F-35A
А где легендарный модуль EOTS? Который стал в разы легче и совершеннее, система наблюдения и наведения обеспечивает кристально чистое изображение, непревзойденный мультиспектральный диапазон оптических каналов, это со слов представителей Lockheed Martin, ну и где это всё? Не стоит забывать, что у F-35 установлена современнейшая БРЛС AN/APG-81 со «святой» АФАР.
В заключение отмечу, после взаимной демонстрации наличия на борту вооружения, истребитель ВКС РФ начал отдаляться от истребителя НАТО, так как последний сопровождал транспортный самолёт.