Возвращаемся в XIX век: доля российских станков всего лишь 2%, поставка импортных сокращается

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Возвращаемся в XIX век: доля российских станков всего лишь 2%, поставка импортных сокращаетсяВчераВчера13392 минВозвращаемся в XIX век: доля российских станков всего лишь 2%, поставка импортных сокращается

В 2024 году российские предприятия приобрели 693 тысячи станков. Для сравнения, в 2023-м был 1 млн станков. При этом 98% станков — иностранного производства.

Большинство оборудования, закупаемого российскими предприятиями, пришлось на Китай — 71%. Оставшиеся 29% поделили: Тайвань (7%), Япония (4%), Германия (2,7%), Южная Корея (2,5%), Индия (2,4%), Турция (1,8%) и другие страны. На отечественное оборудование пришлось 2%. То есть, Россия лишь ненамного уступает Турции, которая своих станков фактически не производит, а является базой для реэкспорта. Кстати, для сравнения, на Китай в 2020-2021 годах приходилось 20-25% от общей стоимости импорта станков. КНР усилила своё присутствие на российском рынке в ТРИ РАЗА! Кто говорил о технологическом суверенитете России?

Причин у подобной тяжелой ситуации много. Мы назовём ключевую. Рентабельность станкостроительной отрасли в России составляет 5−7%. Кредиты по действующим ставкам в три-четыре выше рентабельности. За последние годы Правительство приняло уже четыре (ЧЕТЫРЕ!) стратегии по развитию отечественного станкостроения. Ни одна из них не была выполнена. С текущего года действует пятая стратегия — нацпроект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства».

Согласно нацпроекту, Фонд развития промышленности выделит льготные займы от 3 до 5% на разработку отечественного производственного оборудования, а Минпромторг потратит до 1,5 млрд рублей на субсидии производителям станков. 1,5 млрд — это смешные цифры. Примерно $18,6 млн. Для сравнения, доля индийских станков, импортированных в Россию в 2024 году, составила $55 млн. В 2024 году Китай экспортировал в Россию станков и оборудования на $1,61 млрд.

С 2025 по 2027 годы на переоснащение станкоинструментальных предприятий Правительство РФ выделит около 130 млрд руб, то есть, по 43,3 млрд в год (по 500 млн в долларовом эквиваленте). Вот только износ основных производственных фондов 63−65%. Больше половины технологического оборудования эксплуатируется больше 25−30 лет, то есть, с советских времён. В 1991 году было около 30 НИИ, работающих в интересах станкостроения, сегодня — четыре.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте. С 2020 по 2024 годы российское производство станков выросло более чем в два раза. Если в 2020-м было выпущено 5300 станков, то в 2024-м — 11 360 штук. Правда, абсолютное большинство российских разработок укомплектовано импортными деталями.

При этом, на днях Минфин скорректировал федеральный бюджет. Финансирование промышленности урезается. Минус 97 млрд рублей — это не абстрактные проценты, это очень конкретные сокращения поддержки автопрома, авиастроения, технологического сектора.

Минус 22 млрд на НИОКР — значит, меньше инвестиций в науку, инновации, прикладные разработки.

Минус 7 млрд на энергетику — в условиях, когда даже дружественные страны неохотно берут российский газ и нефть, и нужно срочно перестраивать энергетическую модель.

Минфин режет поддержку промышленности, пока ЦБ бьет по кредитам ставкой. Фактически ЦБ одновременно с Минфином душит промышленность с двух сторон: одна рука перекрывает финансирование, другая — затрудняет доступ к заимствованиям.

В таких условиях модернизация невозможна, запуск новых производств — почти фантастика, да и существующие предприятия, особенно экспортно-ориентированные, просто выживают, если выживают.

Подробней об этом в материале:

Эксперты: Минфин и ЦБ добивают российскую промышленность

Источник