Победить под своим флагом: что Россия может противопоставить спортивному бойкоту

Победить под своим флагом: что Россия может противопоставить спортивному бойкоту
Агентство «Москва» | Кирилл Зыков

Российский спорт активно «отменяют» все ведущие мировые федерации, наших спортсменов не желают видеть на крупных турнирах, им запрещают выступать за рубежом под нашим государственным флагом. Подобное уже случалось в нашей истории, и тогда мы нашли достойный ответ. Как это было, и какие уроки мы можем извлечь из событий прошлого?

«Спорт вне политики» — это, пожалуй, одно из самых лицемерных утверждений, которые только слышал наш многострадальный мир. Спорт всегда был частью политики, был ее своеобразной витриной и, вместе с тем, инструментом. И если кому-то может показаться, что олимпийская традиция была «испорчена» только в современную эпоху, то данное убеждение — в высшей степени ошибочно. Так, римский император Тиберий однажды принял участие в Олимпийских играх в дисциплине гонок на колесницах и, естественно, одержал впечатляющую победу. Нерон также участвовал в Олимпиаде, а именно — в музыкальном состязании. И тоже — о, чудо — победил. Ну, то развращенные властью римляне. Уж среди греков, которые придумали саму идею Олимпийских игр, такого быть наверняка не могло? Олимпиада — это ведь про честное соперничество, дух конкуренции… Правда? Нет. Некоторые вещи стары, как мир, и едва ли когда-нибудь изменятся. Так, например, нам известен случай, когда на одной из древних Олимпиад афинский атлет по имени Каллипос подкупил своих соперников, чтобы обеспечить себе победу. Когда его уличили в жульничестве и обложили большим штрафом, Афины, его родной город, встали на его защиту и не только отказались платить, но и бойкотировали следующие игры.

Победить под своим флагом: что Россия может противопоставить спортивному бойкоту
Global Look Press | imago sportfotodienst

После возрождения олимпийского движения уже в наше время мало что изменилось. Так, например, сборная СССР была допущена до Олимпиады только в 1952 году, хотя попытки отправить наших спортсменов на игры предпринимались еще с начала 1920-х годов. Но, безусловно, самый громкий бойкот в истории нашего спорта пришелся на летние игры 1980 года, на которых СССР выступал на правах страны-хозяйки. Целый ряд западных стран с США во главе бойкотировали те игры, объясняя такое решение политической ситуацией. В ответ на это, следующие летние игры 1984 года, проходившие в Лос-Анджелесе, обошли стороной многие страны соцлагеря. Именно подобный «обмен бойкотами» в итоге привел к организации первых Игр доброй воли.

Что это был за турнир? Фактическим инициатором и создателем Игр доброй воли выступил американский медиа-магнат Тед Тернер, основатель кабельного холдинга CNN. Смысл был в том, чтобы учредить своеобразную «альтернативную Олимпиаду», свободную от политических предрассудков. В остальном турнир практически полностью дублировал регламенты Олимпиады — проводился раз в четыре года и включал соревнования по всем олимпийским видами спорта. Первые игры прошли в 1986 году в Москве, и в них принимали участие как атлеты из социалистических стран, так и западные спортсмены. Однако вскоре СССР развалился, и игры 1994 года в Санкт-Петербурге принимала уже Российская Федерация. Постепенно Игры доброй воли теряли популярность, что было довольно логично — изначально они создавались в реалиях холодной войны, и весь их смысл был в противопоставлении более ангажированному олимпийскому движению. Однако холодная война вскоре закончилась, и необходимость в такой альтернативе отпала. На какое-то время.

Другим примером «альтернативных Олимпиад», характерным для стран социалистического блока, были Спартакиады. Именно после того, как в начале 1920-х СССР не приняли в международное олимпийское движение, тогдашнее руководство страны решило проводить собственные внутренние соревнования, каковыми и стали Спартакиады. Впоследствии к этой инициативе присоединились другие страны соцлагеря, а после 1958 года также проводились международные Спартакиады дружественных армий, причем в Спортивный комитет дружественных армий входили не только войска стран Организации Варшавского договора, но и армии некоторых африканских и азиатских стран, тяготевших к социалистическому блоку. Спартакиады сохранились и в современной России, однако сегодня они уже не несут той роли, которой обладали прежде.

И это особенно иронично, ведь буквально сейчас мы находимся в обстановке, которую, пусть и с определенными оговорками, можно назвать новой холодной войной. При этом в отличие от предшественницы, эта холодная война следует всем современным трендам, и в частности — так называемой культуре отмены. И Россию сейчас как раз активно пытаются «отменить».

Наши олимпийские сборные (летняя и зимняя), наши футбольные клубы и целые спортивные федерации оказались в ситуации тотального бойкота со стороны западного спортивного мира. Впрочем, касается это не только нашей страны. «Новая этика» стремится пожрать все на своем пути. FIFA всячески давила на Катар, страну-хозяйку футбольного чемпионата мира, возмущенная тем, что арабы запретили использовать на своем турнире ЛГБТ-символику. В знак протеста сборная Германии даже устроила демарш — ее игроки, позируя для традиционного фото перед матчем, закрыли рты руками, осуждая власти Катара. На любого, кто осмеливается отстаивать собственные ценности и традиции, обрушивается вся мощь бюрократического аппарата глобальной «спортивной мафии». Ты либо подчиняешься, либо тебя «отменяют».

На Олимпиаду в Париже, которая пройдет в 2024 году, нашу сборную, скорее всего, не пустят. Нет никаких гарантий, что российским спортсменам позволят выступать хотя бы под нейтральным флагом олимпийского движения. Уже не первый раз в истории нас не пускают на международные турниры, и когда-то, сто лет назад, на это нашелся ответ. Не повод ли это, чтобы вместо того, чтобы покорно ждать решения «важных господ с серьезными лицами», взять свою судьбу в собственные руки и возродить независимое спортивное движение? Почти 40 лет назад первые Игры доброй воли принимала именно Москва, и тогда наши спортсмены дали ответ всем скептикам, уверенно выиграв медальный зачет и опередив сборную США на целых 76 золотых медалей (118 против 42). Возможно, нам снова пора самим принимать турниры, и встречать любого соперника под нашим собственным флагом и под звуки нашего гимна.


Александр Свистунов