«Крымский сценарий»: почему в ЛНР и ДНР не заходят российские мобильные операторы?
Несмотря на то, что ЛНР, ДНР, а также Запорожская и Херсонская области стали частью России, российские мобильные операторы не спешат заходить в новые регионы. В республиках Донбасса основными операторами мобильной связи по-прежнему остаются местные «Лугаком» и «Феникс». Накануне в СМИ появилась информация о том, что российские операторы мобильной связи договорились, что до конца года национальный роуминг заработает в новых регионах России на «крымских условиях». Почему российские телеком-операторы не хотят полноценно заходить на территорию ЛНР и ДНР?
Уместно говорить о том, что в случае с мобильной связью в Донецке и Луганске повторяется «крымский сценарий». После референдума 2014 года о присоединении Крыма к России, с полуострова ушли все украинские операторы мобильной связи, однако российские заходить не стали. Парадоксально, но факт: несмотря на то, что Крым вошел в состав РФ, отечественные операторы де-факто отказались работать там – «большая четверка» (МТС, Билайн, Мегафон и Tele2) не предоставляют свои услуги на территории Крыма напрямую.
Вероятно, с точки зрения операторов мобильной связи, Крым — это Россия, но «с особенностями». У всех операторов (за исключением, разве что, МТС) тарифные опции идут с примечанием «за исключением Крымского федерального округа и г. Севастополь». МТС единственный оператор, который полноценно работает на полуострове, остальные работают, но снимают плату как в роуминге, как будто Крым не является территорией России. Однако, даже у упомянутого МТС в Крыму нет салонов-операторов (есть те, которые работают нелегально, но это совсем «не то»). Например, приезжая в ту же Ялту на отдых, вы не найдете там официального салона МТС. Симку МТС для Краснодарского края можно купить из-под полы. В официальной же продаже есть только местные операторы.
То же самое, судя по всему, будет ожидать и новые российские регионы, включая ЛНР и ДНР. Они будут в платном национальном роуминге. Впрочем, нельзя сказать, что роуминг – нечто новое, например, для ДНР. Еще до начала СВО, российский «Мегафон» на территории этой республики подхватывал еще тогда действовавший там украинский «Водафон» (МТС по-украински). С некоторых пор (еще до объявления операторов) доступен роуминг и для «Билайна» и Tele2. Но роуминг – есть роуминг, всё равно, на территории теперь уже своей страны жители новых регионов чувствуют себя не совсем своими.
В связи с этим возникает главный вопрос – почему на территории России не работают российские сотовые операторы? Ведь сейчас РФ находится под жестокими и беспрецедентными санкциями Запада, а власти призывают к сплочению общества, однако крупный бизнес, как мы видим, по-прежнему продолжает стратегию «нас там нет», по сути, старательно выполняя эти самые санкции.
Ответ банален – российские операторы, а точнее их владельцы, по-прежнему живут по правилам «мирового сообщества», т.е. того самого Запада, который вводит санкции против России, фактически открыто декларируя стремление уничтожить нашу страну. Крупный бизнес, видимо, не считает Крым и Донбасс такой же частью России, как и остальные регионы, а потому отказывается полноценно работать на новых территориях. Стоит отметить, что владеют крупными сотовыми операторами не какие-то прозападные олигархи, а вполне себе пророссийские.
Таким образом, с одной стороны мы видим, как чиновники и пропаганда призывают сплотиться перед общим врагом в лице Запада, как произносят речи о присоединении и развитии новых территорий, а с другой мы наблюдаем за тем, как крупный бизнес неукоснительно выполняет санкции. А все вместе они, вероятно, все еще рассчитывают договориться с западными «партнерами».
Не просто так Госдума летом перенесла на неопределенный срок вопрос рассмотрения законопроекта о наказании за исполнение западных санкций в России, объяснив это «дискуссией бизнеса и экономического блока правительства». Просто очень влиятельные люди, вероятно, были против принятия такого закона, потому что они де-факто выполняют эти санкции.
Стоит отметить, что аналогичная ситуация на новых территориях сложилась и в сфере ритейла (тут тоже повторяется «крымский сценарий»). В республиках Донбасса вы не найдете привычных каждому россиянину «Пятерочек», «Магнитов», «Перекрестков» и «Лент». Здесь рынок поделен сугубо между своими, зачастую предельно приближенными к местным же властям, компаниями. Такая связка рождает монополизм, который выливается в то, что цены в донецких и луганских магазинах намного выше, чем в соседней Ростовской области, а местные жители, чтобы хоть как-то сэкономить, кооперируются и отправляются в шоп-туры за продуктами и вещами. При этом качество товара в донбасских магазинах в разы хуже, чем в других регионах РФ.