Генерал РВСН Виктор Есин увидел подвох с ядерными ракетами НАТО в Европе
После саммита НАТО с участием президента США Джо Байдена было озвучено несколько обнадеживающих политических заявлений, реализация которых могла бы снизить напряженность в мире. Одна из ключевых тем касается ядерных ракет наземного базирования. НАТО якобы не собирается размещать их в Европе. Генерал-полковник Виктор Есин высказал мнение об этих тезисах.
Угроза появления в Европе ядерных ракет средней (1000-5500 км) и меньшей (500-1000 км) дальности (РСМД) замаячила после того, как США при Дональде Трампе пустили под откос Договор о РСМД 1987 года. Согласно ему, Россия (как правопреемник СССР) и США обязались уничтожить все имеющиеся РСМД наземного базирования — как ядерные, так и с обычным оснащением — и не создавать новые. Трамп из договора вышел, и в США почти сразу начали испытывать такие ракеты.
Москва предупредила: если американские ракеты средней и меньшей дальности появятся в Европе, ответ последует незамедлительно. И вот после саммита НАТО в итоговом заявлении оглашен такой пункт: «Мы не имеем намерения развёртывать ядерные ракеты наземного базирования в Европе».
О том, как относиться к такому заявлению, рассказал один из ведущих российских экспертов в области ядерных вооружений, в прошлом участник российско-американского ядерного переговорного процесса, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994-1996) генерал-полковник Виктор Есин:
— Даже если будет достигнута какая-то политическая договоренность России и НАТО и, как говорится, положена на бумагу, то от политических обязательств, как учит нас опыт общения с западными партнерами, они всегда могут быстренько отказаться.
Наличие ядерного оснащения на ракетах средней и меньшей дальности невозможно будет проверить. Допустим, в мирное время на неразвернутых ракетах и рядом с ними ядерных боеголовок не будет. Но где гарантии того, что через месяц из США не доставят ядерные боеголовки и те ракеты, которые были в неядерном оснащении, станут ядерными?
— Как выйти из ситуации?
— Решение предложил президент России Владимир Путин еще в 2019 году и в октябре 2020 года обновил его: полностью отказаться от развёртывания таких ракет в Европе, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе приступить совместно с другими заинтересованными странами к поиску схем поддержания стабильности и предотвращения ракетных кризисов применительно к этому региону. В этом регионе, как известно, ракеты средней и меньшей дальности имеются у КНР, Индии, Пакистана и КНДР.
Ведь когда заключался Договор о РСМД, эту коллизию уже предвидели. Поэтому и были запрещены все ракеты — как в ядерном, так и неядерном оснащении. Тогда понимали, что если только разрешить неядерные ракеты, это будет полумерой, которая никому ничего не гарантирует.
В повседневных условиях к таким ракетам не пристыковываются головные части. Они хранятся без головных частей. И как в этом случае проверить, соблюдает вторая сторона договоренность или нет?
Стратегические ракеты у нас и в США, кстати, проверить легко. Они стоят на боевом дежурстве с пристыкованными головными частями, оснащёнными ядерными боеголовками. И всегда можно убедиться, какая там головная часть — обычная или ядерная. И такие процедуры в рамках Договора СНВ-3 предусмотрены.
Поэтому позиция России, и я считаю ее правильной, заключается в том, чтобы отказаться от развертывания в Европе любых ракет средней и меньшей дальности. Это понимали в 1987 году, когда подписывали Договор о РСМД. Тогда сразу был наложен запрет на все ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования в любом оснащении.