Русская кувалда для виртуализированной Европы
В европейском захолустье несколько никому не известных личностей собрались, пообщались, попили чаю и решили, что отныне ЧВК «Вагнер» — это террористы. По этому поводу они написали никому не нужную и ни для чего не пригодную бумагу. На том и успокоились.
В ответ же к ним пришла посылка. Скрипичный футляр, в котором была упакована кувалда. Все референсы перечислять смысла не имеет, ибо вы всё и так превосходно знаете. Да и не очень я люблю новостные повестки пересказывать.
Однако я хотел бы поговорить о кувалде.
Я убеждён, что получение этой посылки вызвало колоссальные психические колыхания в среде европейских политиков. Я уверен, что они были не на шутку травмированы и испуганы. Я точно знаю, что это послание пошатнуло их уверенность в себе и в завтрашнем дне.
Ибо это было очень хорошим информационным ударом.
И вот почему я так считаю…
Для начала представим себе небольшую гипотетическую ситуацию. Вообразите на секунду, что вы работник небольшого автосервиса и вы только что завершили ремонт автомобиля для молодого и горячего парня с Кавказа. Он уже уехал, и вы решили навести порядок на своём рабочем месте в ожидании следующего клиента. Всё тихо и спокойно, в дальней комнате приглушённо гудит компрессор, а из радиоприёмника раздаётся песня «Розовый фламинго». Благолепие!
Неожиданно у ворот бокса раздаётся отчаянный визг тормозов. В дверь врывается ваш недавний клиент, и он очень раздражён. Он ругает вас последними словами и в чём-то сбивчиво обвиняет. Прорвавшись сквозь пелену его криков, вы выясняете причину его недовольства, и ещё вы понимаете, что не вы виновник новой поломки его автомобиля. Вы пытаетесь оправдаться и объяснить ситуацию, но, к сожалению, вы столкнулись с каким-то катастрофическим случаем психологической глухоты. Он вас попросту не слушает. Он кричит, зло вращает глазами, толкает вас в грудь. В какой-то момент он вовсе теряет над собой контроль и в безудержном порыве доминации изо всех сил бьёт вас кулаком в лицо!
Но он не знает, что столкнулся не с кем-то там, а с вами. И вот его удар, неожиданно попадает в воздух, а сам он, к своему несказанному удивлению, выхватывает в свою бороду такой смачный кросс, что это вынуждает его сесть на задницу — прямо на заляпанный машинным маслом пол. Некоторое время он приходит в себя, но потом вскакивает и начинает злобно верещать. В его глазах полыхает неуёмное гордое пламя. Он весь без остатка впадает в бойцовский экстаз. Поруганная честь и заляпанные штаны взывают к отмщению, и вот он выхватывает нож и, кажется, готовится к смертоубийству.
Ваши действия?
Будете его уговаривать и успокаивать? Будете его запугивать полицией? Может быть, вы будете взывать к его рассудку, пытаясь логически доказать свою невиновность и его неправоту? Вы давно не маленькие дети и знаете, что все эти методы страшно неэффективны. Да что там, в подобной ситуации все вышеперечисленные методы не просто малоэффективны, а абсолютно бесполезны.
Но что будет, если вы выпрямитесь, подпружинитесь и вонзите немигающий взгляд прямо в его разъярённые чёрные глаза? Если в ваших руках появится что-то длинное и металлическое, например монтировка? Если рядом с вами, словно по волшебству, возникнет рослый рыжий детина с зажатым в веснушчатом кулаке трехсотграммовым слесарным молотком? Если вы оба продемонстрируете не желание быть жертвой, а намерение просто уконтрапупить агрессора?
Как вы считаете, как скоро, через одну или две секунды, у разгорячённого парняги отключится режим «берсерка» и он уберёт нож? Как вам думается, много ли понадобиться мгновений, чтобы в его воспламенённом сердце возникли непреодолимые сомнения и явные опасения? С какой скоростью, световой или сверхсветовой, неадекватный крикун превратится в интеллигентного и невероятно договороспособного собеседника?
А ведь вы ещё ни разу на него не крикнули. Вы даже замаха в его сторону не сделали, не говоря о том, чтобы ударить его. Что же произошло? А произошло, как вы прекрасно понимаете, грамотное информационно-психологическое воздействие. Оно было основано на том, что противник столкнулся не со словами и не с двусмысленными подходцами, а с банальной наличной дословной реальностью.
А слова? А что слова? И на нашего вымышленного собеседника они не подействовали бы, и на любого другого человека они не подействовали бы точно так же. Ведь на нас на всех давно уже не действуют никакие слова. Слова давно уже утратили свой смысл.
Вот, к примеру, мы больше не знаем, что такое «экономика». Не знаем, и всё тут. То, что написано в учебниках по экономике для средних специальных учебных заведений, никак не совпадает с наличествующей действительностью. Мы наблюдаем и глохнем от контраста.
Там, где мы должны были бы увидеть свободный рынок, мы видим запреты, ограничения, высокие заборы с колючей проволокой, вооружённую охрану и оскаленных овчарок. Там, где мы должны были бы узреть свободную животворящую конкуренцию, мы видим сговоры, нападения на одинокую жертву озверелыми стаями, безжалостное подавление, растаптывание и перемалывание слабых сильными. Там, где нам, по идее, можно было бы посмотреть на отеческую заботу о работниках и потребителях, мы видим безжалостную эксплуатацию детского и женского труда, бесчеловечное размахивание электронным кнутом таргетированной рекламы для стимулирования спроса вызывающей рак и выпадение зубов продукции на полках магазинов.
Диссонанс, вызывающий оторопь, — вот что такое наше восприятие экономики. Когда кто-то говорит «экономика», мы и в мыслях не держим никакое богатство, или трудолюбие, или процветание. Нет! Когда нам говорят слово «экономика», у нас в голове сразу зарождается образ какой-то воровской мошеннической суеты в мировом масштабе.
Или давайте посмотрим на слово «политика». Любому непредвзятому наблюдателю за доли секунды становится ясно, что с этим термином что-то очень сильно не так в условиях современного мира. Где мудрые правители и искушённые «серые кардиналы»? Вас не обуревает ужас, когда вы слушаете выступления западных или мимикрирующих под западных политиков? Вас не охватывает озадаченность, когда вы читаете о череде их непоследовательных решений, действий и заявлений?
Вы ждёте моральной красоты и устойчивости со стороны власть имущих? Как бы не так! Вот вам руководитель страны, страдающий (или наслаждающийся) сексуальной извращенностью. Вы ждёте щепетильности и солидности от политиков? Ещё чего! Вот вам кадры пьянок и развесёлого употребления наркотиков. Вы ждёте от политиков образованности и многотрудного жизненного опыта? Индейская национальная изба! Вот вам президент-актёр или вот вам министр — экологический активист, и страшно это осознавать, но ведь в условиях современной действительности бывают варианты и похуже. Спортсмены в депутатских креслах, например. А может, вам было бы желательно послушать взвешенные, как препараты в аптеке, или отточенные, как хирургический скальпель, формулировки и высказывания из уст современной политической элиты? Ну что вы, как маленькие, ей богу. Вот вам президент самой богатой и влиятельной страны мира, который вообще не осознаёт ни что он говорит, ни кому он говорит, ни почему он это говорит.
Когда вы слышите «политика», то наверняка у вас в голове появляется не образ чего-то серьёзного и запутанного, а совсем наоборот. При звучании этого термина у вас, как и у меня, в голове рождается образ шумного и разноцветного шапито, где по арене бестолково носятся толпы клоунов и силовых акробатов, а облезлые медведи в жёлтых юбках катаются среди них на смешных розовых роликовых коньках.
Термины ветшают, крошатся и утрачивают свой смысл в тёмных ямах абсурда. И это касается не только экономики и политики. Проанализируйте термины «общество», «культура», «искусство», «религия», «армия», «патриотизм». Как они воспринимаются? Что за ними стоит? Какие они вызывают чувства? Что с ними ассоциируется?
Вот об этом-то я и говорю. Всё какое-то зыбкое, ненадёжное и неосновательное. Не за что зацепиться, не на что опереться. Один виртуальный дурман. Как же мы с вами скучаем по реальной реальности! Насколько же она нам потребна и нужна! Мы погрязли в липкой паутине цифры, и мы жутко нуждаемся в чём-то настоящем и осязаемом. А вы думаете, что у европейцев всё по-другому? Они тоже, как и мы, живут посреди сплошного спектакля и утраченных смыслов. У них так же, как и у нас, нет чётких ориентиров и однозначных знаний.
Они тоже в плену у виртуальности.
А вот кувалда, отправленная в Европу, — это совсем другое дело! Это не экономика, не политика, не искусство и не реклама. Знаете, что такое кувалда? А кувалда, в отличие от громогласных заявлений с различных по высоте трибун или от мемов и прикольчиков в интернете, — это самый настоящий объект материального мира. Кувалда с нанесённым на неё логотипом и упакованная в скрипичный футляр — это объективная данность.
Её нельзя дизлайкнуть или забанить, и на неё никак не пожаловаться администрации информационного ресурса. Кувалде всё равно, какой у вашей страны нарисован ВВП и какая разноцветная валюта у вас там ходу. Кувалда плевать хотела на все ваши хитромудрые индексы и нарисованные сочными красками графики. Кувалде без разницы, к какой партии принадлежит тот или иной член парламента или как изменились предпочтения электората в том или ином штате.
Кувалда существует, и всё тут.
Она существует в пространстве и во времени. В любой момент её можно взять в руки и ощутить её тяжесть. Вы ни за что не сможете посмотреть сквозь кувалду, ибо свет не проникает ни сквозь древесину, ни сквозь брендированную сталь. Она имеет протяжённость во всех трёх измерениях. Кувалда — это то, что европейский политик может спокойно увидеть, не заглядывая в маленькое безопасное окошечко смартфона. Она не где-то там далеко, она прямо здесь.
Вот ведь как. В европейскую сторонку пришла не злобная эсэмэска, не нота протеста, не выраженная озабоченность, а просто массивный и плотный объект материального мира. Он очень понятен и вместе с тем неотключаем. Это словно бы агрессивное циничное проникновение грубой наличной русской реальности в трепещущее лоно испуганной до обморока, беспомощной европейской виртуальности.
И я вовсе не шучу по поводу пенетрации. И ни капли не прикалываюсь. Подумайте сами!
Кувалда — это молот, а молот — это самый настоящий мужской символ. И я сейчас говорю не только об очевидной ассоциации с молотом бога-мастера Вулкана или, скажем, громовержца Тора. Я говорю о нашей родной культуре. Ведь молот — это часть нашего советского варианта даосистского «инь и ян». Он символизирует яркое солнце, необоримую силу и активное мужское начало, в отличие от луноподобного женского инструмента — серпа. Именно поэтому молот находится в руках рабочего, а не колхозницы. Представляете, насколько этот символ однозначен, брутален и маскулинен (если есть такое слово)? Представляете, сколько символического тестостерона содержится в этом предмете? Это послание от патриархального традиционного общества обществу постмодерна. Это послание миру натуральных педерастов из мира настоящих мужчин.
Согласитесь, совсем неплохо, а?
Да уж, есть ещё в наших селеньях самые настоящие самородки — умельцы-политтехнологи и маркетологи.
Вот уж удивили так удивили!
Есть чему нам поучиться у пригожинских манипуляторов!
Алексей Арсентьев