Ещё один троянский конь Путина. Запад понадеялся на иранскую нефть, но Иран срывает сделку
Не так давно в одной французской газете назвали президента Турции Эрдогана «троянским конём» в НАТО. Потому что он заблокировал принятие в альянс Швеции и Финляндии и помог России с параллельным импортом. Очень неприятный получился для Запада сюрприз.
Байден уже было начал праздновать доллар по 200 рублей и что Путин, не давший Укpaине вступить в НАТО, получит на своих границах ещё больше НАТО. Но ничего из этого не случилось. Во многом благодаря позиции Турции, которую за это назвали «троянским конём» Путина.
Вот только коней на шахматной доске оказалось несколько. Похоже, что ещё одним таким «троянским конём» можно назвать Иран. Последние несколько месяцев он вполне убедительно вёл переговоры по СВПД — отказу от ядерной программы взамен на отмену санкций. Что должно было означать увеличение Ираном поставок нефти на мировой рынок.
Запад понадеялся, что вместо России станет покупать нефть у Ирана примерно в тех же объемах и тем самым уделает Путина. Иран, добывавший до санкций в разы больше нефти, чем сейчас, обладает возможностями оперативно нарастить добычу. Уровень инфляции в Иране за текущий год составил 52% — очень серьёзная цифра.
Нарастив поставки нефти, Иран мог бы решить многие проблемы в своей экономике. Тем не менее, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил на днях, что последний ответ Ирана в переговорах по СВПД является «шагом назад». А не морочил ли Иран всё это время Западу голову, как Турция?
Эрдоган, похоже, просто нашёл удобный предлог, чтобы не давать согласия на принятие Швеции и Финляндии в НАТО. Потому что это было важно для России. А Россия является крупнейшим поставщиком в Турцию газа, нефти и зерна. Инфляция в Турции и так в районе 80%, и портить отношения с Россией было бы равносильно краху турецкой экономики.
У Ирана на первый взгляд совсем другая ситуация — можно частично заместить Россию на нефтяном рынке и наладить свои финансовые дела. Да и Россия могла бы поставлять в Иран свою нефть, где оттуда она под видом иранской попадала бы на мировой рынок в обход санкций.
Скорее всего, Запад понимал заранее, что Россия воспользуется этой лазейкой и что между Ираном и Россией хорошие отношения. Поэтому и был уверен, что Иран согласится на восстановление СВПД — ради себя и ради интересов России. И потому с лёгкой руки Запад принял решение установить потолок на российскую нефть, зная, что русские откажутся.
Пускай отказываются, ведь на рынке появится иранская нефть — подумали они. А теперь получается, что не появится. Значит цены вырастут до 300-350 долларов за баррель в случае установления потолка цен на нефть из России. Но Запад, если допустит такие цены, это будет катастрофа.
Выходит, от этой идеи предельных цен придётся всё же отказаться. По газу Европа так и не смогла принять такого решения, а по нефти смогли принять в расчёте на Иран. До этого в новостях говорилось, что стороны близки к заключению соглашения. Но это было блефом, судя по всему.
При этом отказ Ирана от СВПД означает угрозу Израилю. Получив ядерное оружие, Иран вполне может уничтожить Израиль. Ведь против него, это оружие, по сути, Иран и пытается разрабатывать. Но если США потеряют такого ценного союзника на Ближнем Востоке, они потеряют и сам Ближний Восток. Хотя Байдена там и так уже не уважают и не боятся.
А что касается финансовых интересов Ирана, так не всё в этой жизни измеряется деньгами. Возможно, лидеры Ирана и России решили оставить Запад без нефти, чтобы они там подумали над своим поведением и что-то в нём кардинально изменили. Пускай и нам тоже это создаст некоторые сложности. Но в этой ситуации тем, у кого нефть и газ, будет всё равно проще, чем тем, у кого их не будет.
Иран заинтересован в вытеснении США с Ближнего Востока, а Россия в вытеснении НАТО из Восточной Европы и смены политиков в Европе на пророссийских. А нефть нам пока есть куда продавать — в Азию например, пускай и со скидками, но в бюджете денег всё равно хватает.