Сталин ценил талантливых генералов и их критику. Ивану Попову не повезло — в России в генералах ценят другое
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Сталин ценил талантливых генералов и их критику. Ивану Попову не повезло — в России в генералах ценят другоеСегодняСегодня9265 минОглавление
Показать ещё
История взлёта, опалы и суда над командиром, который спас фронт, Россию, но не спас себя от системы, продолжается. Созданная в России система не хочет меняться и реформироваться, за исключением случаев, когда президентской кувалдой из нее выносятся сваи, на которых взросли коррупция, кумовство, подхалимаж.
Зал суда, где тишина громче выстрелов
25 июля 2025 года. Тамбовский СИЗО-2. Генерал-майор Иван Попов смотрит в камеру видеосвязи, когда судья Западного окружного военного суда оглашает решение: «Апелляция отклонена. Приговор — 5 лет колонии — в силе». За его спиной — портрет Жукова, на груди — свежий шрам от осколка под Работино. «Всё честно, — шепчет он адвокату. — Только совесть у них дырявая…»
«Стена Попова» — как генерал остановил летнее наступление ВСУ
Июнь 2023-го. Поле под Ореховым. 58-я армия отступает под ударами Leopard. Новый командующий Попов, сменивший погибшего генерала, приказывает: «Копать! Отсюда не отступим». За три недели его бойцы создают шестиполосную оборону:
— Противотанковые рвы глубиной 4 метра;
— Минные поля с дистанционным подрывом;
— Сотни бетонных «грибов» против дронов.
Результат: За две недели боев под Работино ВСУ теряют 48 единиц бронетехники, продвинувшись лишь на 3 километра. Западные СМИ назовут это «крупнейшей тактической победой России за год». Солдаты пишут на снарядах: «За Попова!»
Опала. За что сняли «спасителя Запорожья»?
13 июля 2023 года. Попов записывает голосовое сообщение для офицеров своей армии. Голос хриплый, видно, что человек устал и долгое время обходится без сна:
«Нас бросают в мясорубку без артиллерии, разведки и связи. Штабные крысы докладывают о «минимальных потерях», а я каждую ночь отправляю тела в Ростов…»
Через 48 часов его вызывают в штаб Южного военного округа. Командующий Сергей Кузовлев сухо констатирует:
«Ваша позиция подрывает доверие к Минобороны. Сдавайте дела».
Кстати, самого Кузовлева вскоре снимут с должности, якобы за провалы в организации наступления на лиманском направлении. Но без дела он не останется – поедет командовать Московским паркетным округом. Этот оказался «правильным» генералом.
В блогосфере тут же назвали «настоящую» причину опалы: якобы Попов требовал ротации измотанных частей и открытой статистики потерь. А также бесперебойного обеспечения частей боеприпасами. А Шойгу тем временем докладывал в Кремль о «стабильном фронте» .
Обвинение — 1700 тонн стали, которой никто не потерял
Май 2024-го. Следственный комитет объявляет: Попов создал ОПГ с погибшим генералом Олегом Цоковым и бизнесменом Сергеем Моисеевым. Цель — похитить 1700 тонн металлопроката (арматура, швеллер) для укреплений. Схема:
1. Материалы поступали как «гуманитарная помощь» от предпринимателей Запорожья;
2. Попов подписывал фиктивные акты о «передаче войскам»;
3. Металл продавали через фирмы-однодневки в Ростове.
Личная выгода генерала:
— 1,4 млн руб. наличными;
— Внедорожник Geely Tugella (4 млн руб.);
— «Бонус» — ящик коньяка «Арарат».
Вы уже представили, как ржет в зоновском бараке друг Шойгу Тимур Иванов, у которого стоимость только одного имения 2,5 миллиарда? А тут – ящик коньяка, да еще такого помойного, как «Аарат»…
Но тут случился первый парадокс. Администрация Запорожской области заявила в СМИ: «Металл — дар армии. Мы не считаем себя обманутыми».
Суд, где не было потерпевших
Декабрь 2024-го. Первое заседание. Адвокат Сергей Буйновский требует прекратить дело: «Нет состава преступления!». Его аргументы:
— Никто не заявил о краже — ни Минобороны, ни власти Запорожья;
— Укрепления построены и использованы — траншеи под Ореховым до сих пор на фронтовых картах;
— Свидетели обвинения — сотрудники, не бывшие на фронте.
Судье тут же прикрыть бы это грязное дело, но на судье погоны. А может быть, ему пообещали еще звезд на погоны подкинуть, если он «правильно» себя поведет. Кто ж, знает…
Но, судья игнорирует: Ходатайства отклоняются под предлогом «секретности». Зал закрыт для прессы — «ради безопасности свидетелей».
Награда за колючей проволокой
24 июля 2025-го. Пока Попов готовился к апелляции, глава Запорожской области Евгений Балицкий подписывает указ: «Наградить генерал-майора Попова И.М. орденом «За заслуги перед Запорожской областью» I степени». В пояснении — «за мужество и срыв наступления ВСУ летом 2023 года».
Адвокат везёт орден в СИЗО. Охранники обыскивают коробку как «вещдок». Попов с горькой усмешкой: «Пришейте к робе. Будет как у Жанны д’Арк — орден за победу, костёр за правду…»
Апелляция — 15 минут, которые решили судьбу
25 июля 2025-го. Судья Александра Митрофанова зачитывает решение за 15 минут:
— Доказательства хищения «подтверждены документально»;
— Отказ потерпевших от иска «не отменяет состав преступления»;
— Награда Запорожья «не имеет правового значения».
Последнее слово Попова: «Я виновен лишь в том, что спас тысячи солдат вместо того, чтобы доложить о «боевом гуманизме». Ваша Фемида слепа, но не глуха — она слышит тех, кто выше по званию».
Тюремный романс для генерала
Попов едет в колонию. В камере — портрет Жукова, подаренный сослуживцами, и орден в картонной коробке. Его история стала символом:
— Для фронта он — герой, спасший армию;
— Для системы — преступник, посмевший сказать: «Король голый».
«Его траншеи до сих пор держат фронт, — говорит майор артиллерии, отказавшийся назвать имя. — А те, кто его осудил, даже карту в руках не держали…»
И несколько замечаний:
Генерал Цоков, его «соучастник», посмертно стал Героем России. Металл, который они «украли», до сих пор ржавеет в полях Запорожья — в тех самых окопах, что остановили наступление. Ирония абсурда, где вор — тот, кто спас Отечество, а герои — те, кто подписывает бумаги.
Генерал Иван Попов, пять лет колонии. У Попова из имущества панельная трешка и старый рыдван. Пострадавшей стороны в деле нет.
Экс-мэр Владивостока Владимир Николаев. В пользу РФ изъят 821 объект недвижимости и 590 млн рублей. 4,5 года условно. Занимается бизнесом, организовал фонд. Сестра Виктория Николаева — депутат Госдумы, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции.
Стоит вспомнить и фамилии бывшего министра обороны Сердюкова, его любовницы, фамилию которой даже и вспоминать не хочется…
И самое главное: история уже очень скоро все рассудит и расставит по своим местам – и генерала Ивана Попова, которому Россия навеки останется благодарной, вернет ему награды и доброе имя, и Шойгу, и Герасимова, и их подельников, одни из которых уже чалятся, другие только готовятся пойти по этапам…