Польша не обречена на Газпром, несмотря на проблемы с Baltic Pipe
— Проблемы проекта "Балтийская труба" заставили определенное общественное мнение поверить в то, что Польшу могут поставить к стене и вынудить подписать новый контракт по Ямал с «Газпромом». Этого не произойдет благодаря десятилетиям диверсификации. План А реализуется, и у нас есть план Б — пишут сми
Золотая свобода выбора поставщика газа
Поставки газа из России — тема, которая согревает обозревателей именно потому, что они были политическим вопросом в течение многих лет из-за непредсказуемости Газпрома, главным образом потому, что у Польши не было альтернативных источников поставок до завершения строительства терминала СПГ в Свиноуйсьце и газовых связей со своими соседями. Существующая угроза перекрытия газового крана исчезла после 2015 года, когда был запущен газовый терминал, и поэтому Польша находится в другой ситуации, чем Украина, которая по-прежнему зависит от того, проходит ли российский газ через ее территорию или нет. Причины — значительные доходы от транспортировки и необходимость поддерживать давление в газопроводах. Поляки, в свою очередь, могут импортировать газ из других источников, и если Газпром по каким-либо причинам не выполнит поставки, он заплатит штраф, как в случае перебоев в поставках с 2017 года, из-за технических проблем. Если поляки сочтут, что российская цена несправедлива, дело может быть передано в арбитражный суд, как это произошло в 2015 году, так что Газпром полностью выполнил требования, а затем посылал теплые сигналы в Польшу устами президента «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой, которая оценила Польшу как «надежного покупателя, прекрасную страну». — Мы до сих пор ведем много споров с поляками, но в то же время продолжаем торговые переговоры, — сказала тогда она. Следует утверждать, что подобные заявления — еще одна выгода от диверсификации поставок газа в Польшу.
Польше нужно больше импортируемого газа, несмотря на прогресс Балтийской трубы
Польша реализует реальный план диверсификации, который должен был быть готов к концу 2022 года, когда истечет Ямальский контракт с «Газпромом». Польская газовая компания PGNiG решила не пересматривать это соглашение. Некоторые политики из правящего лагеря решили, что поляки перестанут покупать газ у России после завершения строительства Балтийской трубы и расширения терминала СПГ. Однако первоначальные предположения о развитии газового рынка в Польше не оправдались, о чем свидетельствует прогноз польской компании Gaz-System, предполагающий увеличение спроса на газ в Польше на 50% к 2030 году. Расчеты, опубликованные в этом году, показывают, что полякам потребуется 2,1–3,8 млрд кубометров. Кроме того, даже если не будет задержек в реализации проектов диверсификации по сравнению с заявленными до сих пор сроками, то есть даже при своевременной сдаче Балтийской трубы в октябре 2022 года. В этом свете проблемы с наземным участком этой инфраструктуры в Дании, которые могут или не могут привести к задержке всего проекта, кажутся вторичными по отношению к общему курсу, ставящему Польшу в зависимость от импорта голубого топлива. Поляки, вероятно, будут импортировать дополнительный газ у своих соседей из-за того, что спрос превышает первоначальные прогнозы. Наконец, стоит добавить, что это одна из причин, по которой мощность планируемого FSRU (так называемого второго газового терминала) в Гданьском заливе предполагается на уровне 4-8 миллиардов куб. ежегодно в зависимости от потребности.
Поставщик последнего выбора
Однако рост спроса на импортный газ в Польше не означает автоматически необходимость подписания соглашения с российским «Газпромом». Следует ожидать, что Россия, желающая максимизировать продажи в Европейском Союзе ввиду ожидаемого снижения спроса на газ в связи с преобразованием энергетики в Европейском Союзе, будет бороться за каждого покупателя и, следовательно, вероятно, представит привлекательное ценовое предложение полякам, как и ожидал президент PGNiG Павел Маевский. Можно представить, что Россия предложит более короткий контракт, за меньший объем и без спорных оговорок, которые ставятся под сомнение в Евросоюзе, а также по низкой цене. Однако они будут стоять среди других потенциальных поставщиков, и Варшава сможет принимать решения, основываясь на своем собственном определении энергетической безопасности. Следует упомянуть пример Украины, которая при финансовой поддержке США и Евросоюза отказалась от поставок газа от «Газпрома» и с 2015 года импортирует весь газ из ЕС. Молекулы газа, поступающие с Запада на Украину, вероятно, частично поступают из России, но Киеву нужно вести переговоры не с Санкт-Петербургом, где расположен Газпром, а с западными компаниями, известными своими другими стандартами сотрудничества. Физические поставки дополнительного газа могут проходить в будущем через соединения с соседями: газопровод Польша-Литва, газопровод Польша-Словакия, соединение с Чешской Республикой, соединение с Германией в Ласуве. У Польши есть выбор, и она не обречена на главного поставщика, который потеряет свое стратегическое значение после 2022 года из-за того, что невыгодный Ямальский контракт закончится. Исторический опыт заставляет Польшу искать газ в первую очередь в другом месте. В связи с прогрессом диверсификации альтернативных предложений будет все больше, и поэтому в конечном итоге цена на газ на рынке также будет все ниже и ниже.