С грибами, но без мицелия: о грибном импортозамещении в России

С 2011 года по 2021 годы производство грибов в России выросло в 26,4 раза: с 4,2 тыс. тонн до 111 тыс. тонн (по другим оценкам вплоть до 135 тыс. тонн только по шампиньонам). По итогам 10 месяцев 2022 года производство шампиньонов – на них приходится 93% спроса – выросло на 16%.

Внутреннее потребление в период с 2014 по 2021 гг. выросло с 49 до 100 тыс. тонн, уровень самообеспечения – 86% против 9% в 2011 году. Доля импорта сократилась с 90% до 10%, экспорт грибов за 10 лет вырос в 3 раза – до 9,5 тыс. тонн. Переломным моментом стал 2014 год, когда с российского рынка выбросили польские шампиньоны.

С грибами, но без мицелия: о грибном импортозамещении в России

Большую часть потребностей рынка в шампиньонах уже закрыта, а вот по другим грибам – вешенке, шиитаке еринги – есть куда расти. В этот сегмент зашёл «Магнит» со своей дочерней компанией «Зелёная линия», где уже собрали первый товарный урожай вешенок, откуда они поступают в магазины сети в 67 регионах России. Свои потребности в опятах и шиитаке «Магнит» за счёт краснодарского завода закрыл на 100%, потребности в вешенке закрыты на 70%. Срок окупаемости завода по шампиньонам – 3 года, по вешенке – менее 6 лет.

Россельхозбанк, чьи цифры приведены в первых абзацах, считает, что у отечественных грибов есть хороший экспортный потенциал, особенно в европейском направлении, где потребление грибов в 2 раза больше, чем в России, или Азии, где их едят в десятки раз больше, чем у нас. Может оно и так, но в случае с Европой экспортный потенциал могут в любой момент обнулить очередным санкционным пакетом. Да и перевозка грибов из Москвы на ДВ самолётом прибавляет к стоимости 1 кг грибов 300-400 рублей при средней розничной стоимости шампиньонов в 250 рублей за 1 кг и 160 рублей за 1 кг в опте.

Поэтому особо надеяться на европейский рынок не стоит: куда важнее повышать ёмкость российского рынка и решать проблемы отрасли, благо их хватает.

Во-первых, в России мизерное количество учебных заведений, которые готовят микологов, технологов и инженеров по климату. Тот же «Магнит» готовит кадры самостоятельно и уверяет, что техническое обеспечение кафедры микологии МГУ недотягивает до уровня, который нужен современной науке и отрасли.

Во-вторых, заводы работают на европейском оборудовании, и в случае с уже упомянутым краснодарским заводом, часть оборудования из-за санкций застряла в ЕС, откуда его пришлось с трудом вывозить.

В-третьих, Россия обеспечена мицелием лишь на 40% – до санкций (мицелий попал под ограничения) его ввозили из ЕС, теперь возят из третьих стран и пытаются увеличить объёмы собственного производства. Проблема не в том, чтобы произвести достаточные объёмы мицелия, а в том, чтобы обеспечить исходную чистоту его штаммов и не развивать свою селекцию.

Короче говоря, импортозамещение в грибоводстве можно считать состоявшимся, теперь важно ещё и заместить средства производства, а также начать готовить свои кадры на постоянной основе.