Москва или Анкара: почему бывшие республики СССР «тянет» к Турции


Москва или Анкара: почему бывшие республики СССР «тянет» к Турции

Турция анонсировала создание первой военной базы в Азербайджане.

«Эта тема может получить свое развитие в ходе консультаций президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом РФ Владимиром Путиным. И в ходе наших переговоров она тоже может реализовываться по-своему», – заявил Эрдоган, подводя итоги своего двухдневного визита в Азербайджан.

Глава правительства Армении Никол Пашинян заявил, что в ответ его страна должна углубить военное и стратегическое сотрудничество с Россией.

Политолог и публицист Евгений Бень поговорил с «Журналистской правдой» о реализации данной возможности и реакции Армении.

«Создание военной базы в Азербайджане назревало уже давно. У Турции есть плотное военное стратегическое сотрудничество с Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, не говоря уже об Азербайджане. Само собой разумеется, что оно возникает не на пустом месте, а на идее «один народ на шесть государств». Идею про один народ разных государств артикулировал не только Эрдоган, но и даже президент Туркмении Бердымухамедов в свое время.

Читайте «Журправду» в нашем телеграм-канале

Как мне представляется, российские специалисты прогнозировали появление решения о создании турецкой базы в Азербайджане еще до Карабахского конфликта. Это закономерный процесс. Турция не остановится в наращивании влияния.

Почему все вышеперечисленные страны так тяготеют ко взаимодействию с Турцией, в особенности Азербайджан, как ближайший сосед и наиболее ментально близкая нация для турков? Здесь автономия от России и независимое от нее позиционирование не на первом месте. Все государства населяют люди, исповедующие ислам. Лидеры этих стран на бывшем постсоветском пространстве опасаются влияния фундаменталистского ислама. В средней Азии, прежде всего, суннитского фундаменталистского ислама. В Азербайджане также опасаются шиитского, иранского ислама в этом ключе. Турецкому исламу не характерен тот радикализм, который мы знаем по Талибану* и ИГИЛ*. Фундаментализм там тоже не приживается. Главы государств опасаются потерять бразды правления, что их сменят на происламских лидеров, то есть сторонников радикального или фундаменталистского ислама. Турецкая разновидность ислама нынешних руководителей вполне устраивает. Она имеет близкий язык, схожие ментальности при отсутствии исламской радикализации. Это то, что их объединяет.

С определенностью можно сказать, что в Азербайджане идет серьезная переориентация государства на Турцию. Особенно ярко это начало проявляться после Карабахского конфликта. Азербайджан во многом добился поставленных целей благодаря взаимодействию с Турцией.

Даже посмотрим на Чемпионат Европы. Сейчас Турция играет с Азербайджаном, мы видим сотни азербайджанцев с флагами обеих стран. Некоторые граждане уже не разделяют стороны.

Реакция Армении вполне понятна. Естественно, они хотят это как-то использовать, чтобы указать на вероятные противоречия, существующие между Москвой и Баку. В Ереване не до конца это понимают, но надо учитывать то, насколько Москве сейчас по многим аспектам важна Анкара и Анкаре Москва».

* Признаны в РФ экстремистскими организациями