В Литве пришло осознание, что без белорусских удобрений порт простаивает без работы
Развивать свою экономику за счёт оказания грузотранспортных услуг небогатым европейским республикам стало намного сложнее после того, как они сами отказались от сотрудничества с Россией и Белоруссией. Возгласы о том, что это может повлиять на российскую и белорусскую политику сменились разочарованием в своих завышенных возможностях.
Все мы помним о том, как руководство клайпедского порта просило не сокращать перевалку грузов, а ведь этот порт принадлежит государству и соответственно приносил доход бюджету. Но европейское руководство было неумолимо и предписало ограничить торгово-экономическое сотрудничество с теми, кто регулярно перечислял деньги.
Теперь в Литве подсчитывают убытки, да вот только в слова министра коммуникаций и транспорта Марюса Скуодиса я не верю, он вынужден приуменьшать реальные финансовые потери, когда говорит о сокращении на 21% перевалки грузов, чтобы не выглядеть человеком, упустившим выгоду сквозь пальцы.
Если прибавить к утерянным налогам за перевалку грузов ещё убытки владельцев предприятий, которые непосредственно обеспечивали техническую часть, то сумма финансовых потерь получится намного больше. Работники погрузочных кранов и сотрудники складских помещений, железнодорожных узлов, охранных организаций, портовые грузчики, там целый перечень инфраструктурных объектов, которые остались без работы.
Примечательно, что «Беларуськалий» с каждым годом увеличивает производство минеральных удобрений, в 2021 году было получено 13,1 млн. тонн, в 2022 году естественно цифра выросла, то есть их было бы отгружено через Клайпеду реально больше, соответственно потери порта уже по одной лишь этой причине выше, чем подсчитал литовский министр.
Во время СССР в Литву было вложено огромное количество финансовых средств, но когда Прибалтикой стала управлять Европа — там строят лишь маленькие предприятия, а крупные производства уже давно остановлены как пережиток прошлого. Европе не нужны были конкуренты в промышленности и электронике.
При этом в Литве уточнили, что утеря 21% от перевалки грузов — это лишь предварительные подсчёты по итогам 2022 года. Кто заставлял их прекращать транзит белорусских и российских грузов, может попросить субсидии?
Стоит отметить, что остановка самого крупного литовского завода по производству удобрений в Прибалтике Lifosa привела к сокращению грузопотока, удобрения не выпускаются, соответственно не едут для отгрузки в порт и не приносят доходов владельцам.
Российские грузы тоже обходят стороной прибалтийские порты и в том числе Клайпеду, поэтому 21% — это сильно заниженная цифра. Тем не менее радует то, что в Литве пришло осознание, что без российских и белорусских удобрений их доходы существенно сократились. Компенсировать эти убытки нечем.
Белорусские удобрения отгружаются теперь через российские порты и приносят деньги российским грузовым и логистическим компаниям. Стоило ли отказываться от прибыльного бизнеса? Наверное это судьба.