Семимильными шагами: объем выпуска российской радиоэлектроники вырос в полтора раза
Вопрос импортозамещения будет актуален всегда, использование продукции собственного производства значительно сокращает транспортные издержки, убирает из цепочки ценообразования НДС и лишних посредников. Это позволяет снизить стоимость конечного продукта для рядовых пользователей и значительно повысить узнаваемость и доверие к бренду, но не будем вдаваться в маркетинговые детали.
Интересной для изучения сферой будет рынок российской радиоэлектроники, за последний год объем выпуска российской продукции вырос на 50% (1,5 трлн. руб. в сравнении с 1. трлн 2019 года). При этом необходимо учитывать эпидемиологическую обстановку 2020 года. По данным отчета Минпромторга прогнозируется рост объемов производства до 2.4 трлн. руб. в 2021 году.
Экспорт же наоборот, немного сдает, но не столь сильно 3.9 млрд $ в 2019 против 3,4 млрд. $ в 2020. Причины спада Минпромторг не называет, но можно предположить, что коронавирусная эпидемия внесла свою лепту, все же производственные процессы в некоторых странах были заморожены на несколько месяцев, да и логистическая политика потерпела изменения. Так же не стоит забывать и о политических санкциях. На 2021 прогнозируют увеличение экспорта до 5,9 млрд. $, однако, чем это будет обусловлено сказать не могут.
Согласно долгосрочной стратегии развития принятой правительством ещё в начале 2020, экспорт российской радиоэлектроники к 2030 году должен достигнуть 12млрд $. Стратегия так же подразумевает увеличение ВВП до 3,5% на 2018 год эти показатели были равны лишь 1,8%. Планируется так же увеличить долю российских производителей на рынке до уровня 57,4%, на 2018 год она не превышала 31%. Эти показатели могут развиваться естественным способом за счет повышения уровня доверия к российскому производителю и соотношению цены/качества продукции.
Для стимуляции развития правительством будут выделены средства в размере 350 млрд. руб. Инвестиции рассчитаны на 3 года и идентичная сумма будет привлечена в форме рыночных инвестиций.
Для реализации долгосрочных планов развития планируется привлечь к сотрудничеству Минцифры, которые будут отвечать за стимулирование внутреннего спроса. За Минпромторгом остается разработка и производство, а Минцифры возьмет на себя проекты по модернизации. Министерству предстоит решать ряд объемных и сложных задач: выработка мер господдержки, стимуляция спроса, поддержки отрасли, разработки мер по популяризации и конкурентоспособности отечественной продукции.
Так же не стоит исключать роль государства из столь трудоемкого процесса. В качестве мер стимуляции планируется предоставлять льготные кредиты до 10 млрд руб. с 1-5% годовых для российских компаний. При этом займы будут рассчитаны не только на техническое оснащение, но и на программное обеспечение.