Китай: полное превосходство в воздухе над ВВС США в Тихом океане
Стареющий и уменьшающийся количественно флот истребителей США, управляемый недостаточно обученными пилотами, уже отстал от быстрого расширяющегося воздушного флота Китая. Силы реактивных истребителей Китая уже догнали США по качеству и количеству самолетов, что вызвало новые срочные призывы в Вашингтоне наращивать и модернизировать парк истребителей.
Как сообщает журнал Air and Space Forces Magazine, начальник боевого командования ВВС США генерал Марк Келли заявил на ежегодной конференции Ассоциации ВВС США по воздуху, космосу и кибербезопасности в этом месяце, что боевым военно-воздушным силам Америки не хватает 12 эскадрилий самолетов нескольких типов. Он предупредил, что США отошли от эпохи превосходства обычных вооружений, и боевые военно-воздушные силы США составляют менее половины того, что было во время войны в Персидском заливе 1991 года. Однако точное число самолетов строго засекречено; истребительные эскадрильи обычно состоят из 18–24 самолетов. «Когда у вас есть обычное превосходство, стратегический риск низок. Но это не то, к чему мы пришли с точки зрения обычного сдерживания», — сказал Келли.
Он отметил, что, хотя ВВС США требуется 60 истребительных эскадрилий, у них есть только 48 из них для выполнения задач по обороне страны, действиям в чрезвычайных ситуациях за границей, присутствию за границей и реагированию на кризисы. Он также добавил, что, хотя ВВС США имеют девять эскадрилий штурмовиков А-10, им не хватает возможностей для ведения боевых действий воздух-воздух и многоцелевых боевых действий. Келли сказал, что эта нехватка истребителей наиболее остро ощущается в Тихоокеанском регионе, отметив, что США нужно 13 истребительных эскадрилий в регионе, но сейчас их только 11. Что касается сил реагирования на кризис, он упоминул, что США не хватает пяти эскадрилий.
Помимо нехватки эскадрилий, Келли подтвердил тот факт, что только три из восьми эскадрилий переходят на новые самолеты, в результате чего истребительной авиации становится все меньше и меньше, она становится старше и менее боеспособна. Он отметил, что истребительному флоту США в среднем 28,8 лет по сравнению с 9,7 годами в 1991 году, при этом уровень готовности резко упал, поскольку пилоты получают всего 9,7 летных часа в месяц по сравнению с 22,3 часами непосредственно перед войной в Персидском заливе 1991 года.
Полет — это навык, который атрофируется без практики, отмечает Кейт Оделл в статье для Wall Street Journal за февраль 2022 года . Она отмечает, что летчику-истребителю требуется 200 летных часов в год, чтобы оставаться в форме, и четыре-три тренировочных вылета в неделю для поддержания мастерства. При одном-двух боевых вылетах в месяц, как Оделл указывает, у пилота ухудшаются способности к работе и комфорт в кабине.
Келли же приводит доводы в пользу истребительной авиации, которая «отговорит» любого противника от мысли о войне с США, доказывая, что ни одна страна в ее правильном расположении духа не вступит в бой со страной со 134 модернизированными, хорошо обученными и хорошо оснащенными истребительными эскадрильями. Келли заявляет, что для достижения этих показателей США должны поддерживать производство до 72 истребителей в год и поддерживать своих союзников на сопоставимом уровне возможностей, поскольку последние будут иметь решающее значение для увеличения боеспособности.
Он предлагает к 2030-м годам флот истребителей 4+1, состоящей из F-22, F-35, F-15EX, F-16 и A-10. F-22. Он станет основной платформой для завоевания превосходства в воздухе, которую заменит грядущий истребитель нового поколения Air Dominance (NGAD). А F-35 станет рабочей лошадкой для операций в оспариваемом воздушном пространстве при поддержке F-15EX, оснащенного оружием класса «воздух-воздух» большой дальности и датчиками 5-го поколения. F-16 будут моделью общего назначения, а A-10 останется в роли штурмовика.
В отличие от США, Сяобин Ли в «Журнале индо-тихоокеанских дел» отмечает, что в Китае имеется 1800 истребителей, разделенных на каждое из пяти командований театра военных действий и организованных в семь-десять истребительных бригад, имеющих от трех до шести истребительных групп, каждая группа иметь от 30 до 50 самолетов. Что касается подготовки, оборонный веб-сайт Global Security отмечает, что в 2017 году китайские летчики-истребители налетали от 100 до 110 часов в год. Учитывая количество летных часов, упомянутых Global Security, может не быть большой разницы между часами налета американских и китайских летчиков-истребителей. Тем не менее, Лайл Моррис отмечает в статье RAND 2016 года, что сценарии обучения летчиков-истребителей в Китае тщательно прописаны и привязаны к наземному управлению, что потенциально делает их более адаптируемыми к быстро меняющимся боевым сценариям. Моррис отмечает, что Китай пытался имитировать незапланированные сценарии с помощью системных реформ, чтобы научить своих пилотов сражаться и побеждать превосходящих в военном отношении противников, таких как США. Он говорит, что Китай возложил на своих пилотов ответственность за составление планов полета и полную автономию в своих вылетах. Тем не менее, Моррис отмечает, что потребуется время, чтобы реформировать жесткую оперативную практику, узаконенную в ВВС Китая.
Помимо реформирования жесткой практики обучения, Китай ускорил свою программу обучения пилотов, отмечает Лю Сюаньцзун в статье для Global Times за июль 2022 года. Лю заявляет, что по старой программе обучения летчикам-курсантам требовалось от четырех до шести лет летной подготовки для управления истребителем четвертого поколения, но новая программа сокращает этот период до трех лет. Эта ускоренная программа обучения направлена на то, чтобы соответствовать рекордным темпам производства китайских истребителей. В статье для Global Times за декабрь 2021 года Лю Сюаньцзун отмечает, что китайская Shenyang Aircraft Corporation, входящая в состав государственной корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC), добилась рекордного производства своих палубных истребителей J-15 и многоцелевых истребителей J-16, и даже досрочно завершила свои производственные квоты, несмотря на трудности, вызванные пандемией Covid-19.
Однако в статье не приводится никаких точных производственных цифр. Против американских истребителей 4+1 Китай может выставить комбинацию истребителей пятого поколения J-20 и FC-31; тяжелые истребители J-11, J-15 и J-16 в различных конфигурациях; и легкие истребители J-10. Более того, с точки зрения качественных изменений своих истребителей Китай неуклонно улучшил качество своих реактивных двигателей, которые были значительным недостатком для его истребителей, и существенно улучшил свои ракеты класса «воздух-воздух», чтобы превосходить западные образцы в некоторых случаях.
Предложение Келли увеличить численность американских истребителей напоминает план администрации Рейгана по созданию 600 кораблей, который был направлен на то, чтобы превзойти советский флот. США выполнили эту масштабную программу военно-морского судостроения, инвестируя в проверенные платформы и в то же время делая важные инвестиции в новые технологии, отмечает Джозеф Симс в статье для Военно-морского института США в августе 2022 года .
Хотя упоминание Келли о проверенных платформах, таких как F-15EX, F-16 и A-10, сбалансированных с более новыми моделями, такими как F-22 и F-35, может следовать этой логике, Симс предупреждает, что США не смогут торговать качеством ради количества, что может дать ложное представление о реальных возможностях и, следовательно, о безопасности. Он также утверждает, что количество имеет важное значение, и что должно быть абсолютное минимальное количество боевых единиц, ниже которого уровни сил не должны опускаться.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА