Почему ЕС не спасает СПГ из США и что будет дальше. В Европе уже дефицит танкеров
Евросоюз на волне борьбы с зависимостью от российских энергоресурсов пошел по пути резкого увеличения поставок сжиженного газа из США. Мало того, что стабильность поставок танкерами под вопросом, так это еще приводит и к росту стоимости электроэнергии.
Аналитики прогнозируют, что домохозяйствам и промышленности не стоит ждать наступления благоприятных времен в ближайшие пару лет. Некоторые уверены, что электроэнергия еще подорожает в 10-15 раз. Раньше Европа беззаботно жила за счет трубопроводного газа из России, но этот период закончился вместе с санкциями, эмбарго и диверсиями на трубопроводах.
Пока цены на газ не подскочили до космических значений за счет заполненных хранилищ и режима экономии в европейских странах. Если говорить о дальнейших перспективах, то они более чем туманны. Рассчитывать, что все проблемы будут решены за счет поставок СПГ не стоит, как минимум по двум причинам:
- он значительно дороже, что приводит к увеличению стоимости электроэнергии и т.д.;
- его объемы на рынке ограничены из-за нехватки производственных мощностей.
Сжиженный газ для Европы может быть лишь промежуточным решением. Стабилизировать цены за счет поставок из США так и не удалось. Америка перенаправила из Азии поставки в Европу на волне высоких, но увеличить добычу США не в состоянии. Это касается как газа, так и нефти. Поэтому Европа вновь начала скупать российский СПГ.
Стоит сказать, что дорогой сжиженный газ из Америки не единственная проблема для Европы. Еще осенью начала назревать новая беда: резкое увеличение стоимости его транспортировки. Из-за нехватки танкеров резко начали расти ставки на фрахт, а в ближайшей перспективе это может обернуться дефицитом и дорогими энергоресурсами.
Пока цены на газ упали на фоне теплой погоды и заполненных хранилищ. Но эксперты уверены, что это лишь затишье перед бурей.
Из-за сложившейся мировой обстановки рынок СПГ переориентировался на Европу. Америка перенаправила туда 70% экспорта своего сжиженного газа, а также росли поставки из Китая. Затем Пекин перекрыл свой экспорт СПГ, а Россия наоборот нарастила поставки на 50%. Все это привело к тому, что уже в середине октября стоимость фрахта СПГ-танкера в сутки достигла 450 тысяч долларов. Эксперты уверены, что из-за нехватки свободных судов стоимость их фрахта перевалит за семизначное число.
Те танкеры, которые были зафрахтованы по более низким ценам, начали пересдаваться в субаренду. Некоторые танкеры курсируют между Сингапуром и Малайзией, бесцельно сжигая топливо, с целью создать дефицит судов и удержать высокие ставки на фрахт. Некоторые трейдеры загружают танкеры газом или нефть, ставят их на прикол и ждут высоких цен.
К росту фрахта приводит и нехватка плавучих хранилищ. Эмбарго на российскую нефть обернулось также взлетом цен на танкеры-ледоколы. Их нехватка зимой может привести к блокировке ежедневных поставок 500-750 тысяч баррелей из Балтийского моря. Для Европы это обернется новым витком энергокризиса.
Пока ЕС не хлебнул еще сполна последствий энергетического кризиса за счет мягкой погоды, заполненных газовых хранилищ, режима экономии и поставок СПГ. Хотя негативные последствия все же начали отражаться на промышленности в виде останавливающихся производств. Все может измениться зимой 2023/2024, а если она будет еще и суровой, то никакая экономия европейским странам уже не поможет.
Это станет расплатой за поддержку украинского кризиса Евросоюзом, внешняя политика которого сегодня полностью подчинена США и Великобритании. Несмотря на громкие заявления о единстве, все рычаги в ЕС контролируются Вашингтоном и Лондоном. У Евросоюза сегодня не осталось собственных геополитических возможностей, позволяющих что-либо решать на мировой арене. Сегодня мечты о «мировом Евросоюзе» все больше покрываются пеплом и прахом…