Альтернатив нет: Казахстан так и не нашел для своей нефти маршрут в обход РФ
Казахстану потребуются многомиллиардные инвестиции и долгие годы на то, чтобы построить новые маршруты для экспорта своей нефти. Рассчитывать на положительный результат в краткосрочной перспективе Астане не приходится.
На протяжении 2022 года власти Казахстана неоднократно поднимали вопрос о необходимости поиска новых путей поставки углеводородов на международные рынки. Такие разговоры велись как из-за геополитической напряженности, спровоцированной антироссийскими санкциями Запада, так и из-за возникших вокруг Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) проблем. Именно последний играет ключевую роль в экспорте казахстанской нефти.
В материале «Известий» говорится о четырех вариантах отказа Астаны от КТК. Первый подразумевает увеличение поставок нефти на Запад по российской железной дороге. Правда, в таком случае говорить о больших объемах экспорта не приходится. Во-вторых, Казахстан может наладить экспорт сырья через Азербайджан по трубопроводам БТД и Баку – Супса. Однако обсуждение создания Транскаспийского нефтяного маршрута, которое велось еще в начале 2000-х годов так ни к чему и не привело.
«Проект потерпел неудачу и потому, что Азербайджан не захотел смешивать свою нефть марки Azeri Light, которая стоит дороже, чем эталонная биржевая марка Brent, с более тяжелой (и более дешевой) казахстанской», – пишет обозреватель «Известий».
Третьи вариантом Астана может рассматривать Китай. Но и тут все очень непросто. Дело в том, что в западных регионах КНР, расположенных на границе с Казахстаном, развита собственная добыча нефти. В то же время Пекин активно увеличивает объемы импорта российского сырья. И конкурировать с РФ Казахстану будет крайне трудно. Есть еще южное направление – Иран. Однако и тут говорить об успехе в краткосрочной перспективе не приходится.
Таким образом, очевидно, что в нынешних реалиях у Казахстана нет альтернативы транзиту нефти через территорию России. Правда, нельзя сбрасывать со счетов вариант, при котором Астана откажется от экономической выгоды в угоду политической конъюнктуре.