Если Иран сделает большой заказ на Су-35, Россия откажется от них в пользу Су-57. Разведки Запада сообщают об «авиационном буме» в России
Су-35 изначально планировалось производить по большей части на экспорт. Но задержка с вводом в строй Су-57 сделала его основным истребителем наших ВКС. Теперь аналитические службы Запада утверждают, что количество Су-35 произведенных для ВКС может резко упасть в пользу Су-57 уже с 2023 года. Фото МО РФ
Слухи о поставках в дружественный нам Иран тяжелых российских истребителей Су-35 ходят примерно с весны прошлого года, когда Египет фактически отказался от первой партии «сушек» под давлением США. Тогда в Комсомольске-на-Амуре зависла подготовленная партия более чем из двух десятков самолётов, и её уже готовились принять на баланс российские воздушно-космические силы. Но в апреле Тегеран однозначно выступил с поддержкой Москвы в нынешнем опосредованном конфликте с Западом, а в мае начались первые переговоры о плотном военно-техническом сотрудничестве, включавшем импорт иранских беспилотников, а в перспективе и баллистических ракет. При этом Иран достаточно серьезно рисковал. так как именно в то время была велика вероятность новой «ядерной сделки», и снятия со страны санкций. А в перспективе, занятия той торговой ниши, где располагалась на рынке энергоносителей Россия. Но видимо, в иранской столице вполне осмысленно рассудили, что санкции это такая вещь, что сегодня их сняли, а завтра опять наложат в троекратном размере. Да ещё и деньги своруют запросто, сохраняя на лице хорошую мину. Так что выбор на самом деле был не таким уж сложным. И сейчас разведки Запада сообщают о том, что Иран не только купил первую партию «сушек», но и провёл обучение своих пилотов в России. А дальше ещё интереснее.
Су-35 из египетской партии. Египтчяне затормозили сделку весной 2021 года из-за американского закона CAATSA, а в марте 2022 окончательно отказались от самолётов, из-за прямого шантажа со стороны США. Фото ОАК
К примеру, американский центр стратегических исследований РЭНД (RAND — Research and Development) в конце ушедшего года выпустил аналитический материал, где сообщается, что сделка с Ираном по поводу Су-35 не ограничится 24 машинами, так и не улетевшими в «страну фараонов». Речь идёт о 64 истребителях на сумму более пяти миллиардов долларов. Часть из этих денег планируется компенсировать бартером на тысячи дронов разного назначения и поставкой около шести сотен баллистических ракет малой и средней дальности. Причем поставки не должны затягиваться надолго. России, чтобы в срок выполнить этот контракт, придётся задействовать все свои производственные мощности, занятые выпуском Су-35 и фактически отказаться от закупки этих мощных машин для нужд собственных воздушно-космических сил. Но это вовсе не значит, что Россия останется без новых истребителей. Деньги от нового контракта позволят строить дополнительные производственные линии, благодаря которым удастся резко увеличить производство Су-57.
Всего к 2028 году МО РФ должно было получить 76 новых «сушек». Но с большой долей вероятности, этот контракт будет изменен в пользу увеличения численности и уменьшения сроков производства. Фото МО РФ
Российские «стелсы» долго шли к стадии серийного производства, но первое же боевое применение показало, что именно за этими машинами будущее. В докладе РЭНД отмечаются, что наши военные высоко оценили боевой дебют «сушки» и уже 2023 году заказ на самолёт вырос на 66% против прежнего. Больше того, специалисты отметили явление, названное «тихим авиационным бумом» в России. На действующих авиазаводах идёт модернизация существующих линий и строительство новых. Предприятия активно набирают персонал и открывают учебные заведения и курсы для работы с новыми технологиями. Всё это происходит без особого афиширования, но в ближайшие два года может дать серьёзные результаты в части кратного увеличения производства самой современной авиатехники.
Уже в 2020 году КнААЗ им. Ю. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре жаловался на нехватку производственных помещений и персонала. Сейчас ситуация начала исправляться ускоренными темпами. Классика жанра. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Фото КнААЗ
Что касается серьезной работы на предприятиях российского ВПК в последний год, тут особого секрета и не было. Обстановка, что называется, располагает. И из-за этой самой обстановки даже иранский контракт выглядит несколько спорным. Хотя, если он поможет развить производство Су-57, для которых на КнААЗ им. Юрия Гагарина действительно смонтировали за полгода новую поточную линию, может игра и стоит свеч. Но вряд ли ВКС будет отказываться от обычной «сушки» в пользу исключительно «стелсов». Скорее, ближайшее будущее нашей истребительной и многофункциональной авиации в симбиозе истребителей поколения 4++ и 5, в интеграции с многочисленными видами БПЛА, включая такие мощные, как С-70 «Охотник».