Хроники донецких перемирий. Бессмысленных и беспощадных
За восемь лет войны с Украиной Донецкая и Луганская республики пережили около пятидесяти так называемых перемирий, объявляемых в основном в одностороннем порядке по инициативе российского политического руководства и получивших пафосные названия «рождественских», «школьных», «хлебных», «пасхальных». Все они, без исключения, были провальными, приводили к новым жертвам и разрушениям в ЛДНР, не соблюдались украинской стороной и быстро перерастали в активные боевые действия.
Политическую повестку тогда в республиках определял приснопамятный Владислав Сурков, помощник президента России. И хотя сейчас он давно отстранен от принятия решений, его политтехнологические приемы и дела живут и процветают до сих пор. Из-за подобных подходов люди измученного войной Донбасса продолжают жить в «дне сурка» — череде повторяющихся событий, бессмысленных и беспощадных и по форме, и по содержанию.
Краткая история недоперемирий
После начавшегося в конце августа масштабного контрнаступления сил Новороссии, выхода ополченцев к морю и разгрому ВСУ во многих районах вечером 5 сентября 2014 года на переговорах в Минске было подписано первое так называемое Минское перемирие. Оно позволило украинской группировке собрать силы, начать перевооружение и переоснащение армии, запросить военную помощь западных стран и начать ее получать, создать сильно укрепленные оборонительные рубежи.
Через несколько часов после подписания этого «перемирия» украинские вояки обстреляли Ясиноватую, Горловку, Макеевку, Амвросиевку. Ночью из района аэропорта были обстреляны жилые районы Донецка, 4 мирных жителя погибли, 10 человек получили осколочные ранения. Впоследствии нарастали и украинские обстрелы, и теракты. Проваленное сентябрьское «перемирие» сменилось декабрьским. 9 декабря на фоне энергетического кризиса на Украине был объявлен режим тишины. Украина согласилась на него после того, как Россия гарантировала Украине поставки газа и угля.
Спустя несколько дней ВСУ резко активизировали артобстрелы Донецка и Горловки. Одновременно с этим украинские войска проводили инженерные работы по оборудованию занимаемых рубежей, осуществляли перегруппировку сил и подтягивали резервы на линии фронта в районе Донецка, Дебальцево, Мариуполя и на других ключевых направлениях. Везде ВСУ устанавливали минные поля, в том числе противодесантные мины на побережье. В оккупированных украинскими боевиками городах Донбасса начались масштабные карательные акции. В небольших городах Селидово и Украинск СБУ и боевики нацбатальонов за пару суток было схвачено около 120 местных жителей за помощь ополчению и поддержку ДНР. 10 декабря 2014 года глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что только Россия стремится сохранить Донбасс в составе Украины: «Мы сейчас единственные, кто этого добивается, поэтому настаиваем на проведение конституционной реформы с участием всех регионов и всех политических сил Украины».
15 февраля 2015 года на линии фронта объявлен очередной режим прекращения огня. Обстрел Донецка, Енакиево, Горловки и других городов ДНР украинскими войсками начался в первые минуты после наступления перемирия. Ночью продолжались обстрелы занятого накануне ополчением населённого пункта Широкино на берегу Азовского моря, а утром украинский батальон «Азов», запрещенный в РФ, предпринял танковую атаку на поселок, впоследствии отбив и заняв его. По данным аппарата уполномоченного по правам человека ДНР, за неделю «перемирия» в республике погибли около 160 мирных жителей. Также с огнестрельными и осколочными ранениями были госпитализированы 99 человек, из них 3 ребёнка.
В том же году было применено очередное «гениальное» решение об отводе тяжёлых вооружений и техники от линии соприкосновения сторон, которое ВСУ и не подумали исполнять, а ополченцы под надзором и по приказу российских военных советников гоняли технику туда-сюда, то отводя ее от фронта, то подтягивая, когда украинцы организовывали прорывы.
В частности, как сообщают российские СМИ, «9 марта 2015 ЛНР в качестве жеста доброй воли отвело часть тяжёлого вооружения, не указанного в Минских соглашениях». Аналогичный процесс происходил и в ДНР.
3 мая 2015 объявляется о новом режиме прекращения огня. Спустя минуты украинские войска открыли огонь. В результате обстрелов в Донецке погибли 2 мирных жителя, ещё 7 получили ранения, повреждены десятки домов. 3 мая зафиксировано 57 нарушений огня со стороны ВСУ по ДНР, в ЛНР зафиксировано 74 обстрела со стороны ВСУ, пресечены попытки диверсионно-разведывательных групп ВСУ пересечь линию фронта. Следующее осеннее перемирие происходило по тому же сценарию.
За 2016 год зафиксировано более 300 тысяч случаев нарушений перемирий.
В 2017 году помощник президента России Владислав Сурков встретился с представителем Госдепа США по Украине Куртом Волкером в Белграде, где темой дня было перемирие в Донбассе. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал эту встречу «сверкой часов». Эта «сверка» завершилась тем, что в 2017 году было уже более 400 тысяч случаев нарушения режима прекращения огня со стороны ВСУ.
В 2019 году отмечено более 200 тысяч случаев нарушения режима прекращения огня. В июле 2020 года было согласовано так называемое бессрочное и всеобъемлющее перемирие. Оно было сорвано ВСУ спустя несколько дней. Фактически война не прекращалась, то немного стихая, то стремительно набирая обороты. Люди погибали, получали ранения, лишались домов. С августа 2021-го по февраль 2022 года было 80 тысяч случаев нарушения режима прекращения огня.
Все восемь лет пропаганда скорбно сообщала, что «ВСУ не придерживается перемирий», политики регулярно выражали озабоченность и обеспокоенность, донецких и луганских ополченцев заставляли то отводить артиллерию от линии фронта, то уходить с позиций в рамках «демилитаризации» отдельных участков, согласованных по минским соглашениям. Со своей стороны украинские вояки и политики имитировали переговорный процесс, потом укреплялись в «демилитаризированных» зонах, а потом тактикой «жабьих прыжков» откусывали по кусочку от территорий ДНР и ЛНР. В это же время действовали самые дикие и предательские указания: категорический запрет на открытие ответного огня, доведенный под роспись каждому офицеру и бойцу тогда уже созданных народных милиций ДНР и ЛНР. Вот пример: «Силы ДНР получили приказ о полном прекращении огня. Приказ доведен до личного состава Народной милиции Донецкой народной республики», заявил начальник ведомства Денис Синенков.
Он же сообщил, что дополнительные меры по обеспечению перемирия предусматривают не только запрет на ведение огня, но и дисциплинарную ответственность за нарушение режима прекращения огня. «В управлении Народной милиции был издан соответствующий приказ, который доведен всем подразделениям и каждому военнослужащему под роспись», заявил генерал.
Награждение непричастных и наказание невиновных
Тогда же широко распространилась практика изъятия у донецких и луганских бойцов на фронте «излишков» боеприпасов, опечатывания вооружения, вплоть до крупнокалиберных пулеметов, пересчет патронов. Кто же это делал?
Слово известному ополченцу первой волны и бойцу ЛНР, позывной Мурз, который написал о качеств присылаемых советников еще три года назад: «Наши люди уже давно приготовились к своему последнему бою. И даже те, кому вроде бы и не положено по специальности бегать по передку с автоматом, заморачиваются стрелковой подготовкой. Они знают, что с ними будет в случае наступления ВСУ. Они прекрасно знают, что при первых же раскатах вражеской артподготовки многочисленные россияне, присланные «строить армию» («нерастаможенные», «кукушата», «подкидыши» и проч.) ломанутся к границе, вместо того, чтобы кем-то как-то командовать. И это не вражеские голоса им говорят, а сами фигуранты по синьке излагают». Вот еще мнение российского журналиста Александра Богданова: «Ни для кого не секрет, что на Донбассе есть военные советники, которые осуществляли командование армиями ЛДНР, начиная от командира батальона и выше. Но есть нюанс, который создаёт самую большую проблему. Большинство военных советников, мягко говоря, не соответствуют высокому названию «русский офицер», не говоря об отсутствии примеров патриотизма в их поведении.
В 2014 году ополченцы взяли в руки оружие и погибали не только за Донбасс, а за всю Россию и русские ценности. После создания армейских корпусов осенью 2014 года, ополченцев возглавили российские офицеры, которые в большей своей массе не демонстрировали любовь к России, а были заняты своими корыстными и карьеристскими интересами, что вызвало у бойцов недоумение. Многие, так называемые «русские офицеры», не скрывая, заявляли, что они приехали на Донбасс «для галочки» в личном деле, а остальное их волнует.
Из этого вытекает и отношение начальствующего состава из прикомандированных к своим подчинённым, как к подневольным. Мы понимаем, что российская помощь в целом — ключевой фактор в независимости и обороноспособности республики. Но из РФ часто присылают людей, которые отличаются либо некомпетентностью, либо откровенным пофигизмом. От незнания военного дела некоторые тупо насаждают армейский маразм. Отдельно обращаем внимание, что были и есть толковые и адекватные командиры, но их меньшинство.
Но проблема не только в тех, кого присылают. Основная проблема в тех, кто командует этими советниками из-за «ленты». Среди них те, которые или очень любят Украину, либо полные бездари и трусы, либо боятся принимать адекватные решения и брать на себя ответственность. Это также заметно по усилению маразма в речах армейских пропагандистов «Басурино-Бессоновского разлива», которые практически в каждом выступлении призывают мировое сообщество защитить их от злых укров. При этом постоянно делают акцент, что армия Донбасса придерживается перемирия в любых условиях, даже когда враг безбожно уничтожает их бойцов и мирное население!
Как писал Жучковский, недавно в ДНР приезжал очередной генерал и устроил разбирательство по поводу открытия огня с нашей стороны. Он открыто заявил бойцам ДНР, что у него в ВСУ есть однокашник (ещё с советских времен), с которым он постоянно общается, и тот ему жалуется, что наши подразделения постоянно провоцируют ВСУ.
То есть, российский генерал верит своему украинскому другу больше, чем ополченцам?! Это заявление вызвало очень нервную реакцию бойцов, и генерал был вынужден спешно покинуть совещание.
Информация Жучковского подтвердилась. Более того, этот генерал, кроме того, что украинофил, так ещё и занимает должность заместителя командующего группировкой и непосредственно отвечает за боевую обстановку на Донбассе. Этот же паркетный генерал внёс новшества в жизнь наших бойцов. Отныне после каждого украинского обстрела территории Донбасса проводится служебное расследование с целью выявления виновных в рядах армии ЛДНР, которые могли спровоцировать «святых людей из ВСУ» на обстрел. Вы понимаете, какой это маразм, и что приходится терпеть защитникам Донбасса!?
Всё написанное выше не новость и регулярно появляется в виде комментариев и обсуждений самих фронтовиков. Но командование не обращает на это внимания, всем плевать.
И ещё одна важная проблема — материальное обеспечение бойцов. Кто-то создал видимость, что армия Донбасса обеспечена всем необходимым. В реальности всё обстоит иначе. Бойцы постоянно жалуются на ужасное качество выдаваемой формы, которая пошита на «тяп-ляп» из самой дешёвой синтетической ткани. Форма расползается за две недели в окопах. При этом из-за дешёвой синтетической ткани летом в этой форме невыносимо жарко, а зимой очень холодно. Амуницию и снаряжение бойцы закупают сами. Говорить о приборах ночного видения и тепловизорах вообще не приходится. Многие фронтовики просят хотя бы трубы разведчика, которые позволяют наблюдать поле боя, не высовывая головы из окопа, по принципу перископа. Огромнейшая проблема с беспилотниками, которые жизненно важны в условиях современной войны.
Кто-то создает видимость перед вышестоящим командованием, что армия всем обеспечена, чтобы получить похвалу? Или чтобы иметь возможность «выписывать» больше, выдавать меньше, а разницу в карман.
По всему фронту наблюдается странная тенденция возбуждения уголовных дел, даже со случаями арестов командиров батальонов, у которых находят неучтённые боеприпасы и вооружение. На первый взгляд, это выглядит, как наведение порядка и всё такое. Но если попытаться разобраться в этой ситуации, то картина иная. Эти случаи коснулись авторитетных комбатов, которые воюют с 2014-2015 гг.
На фронте были неоднократные случаи, когда ВСУ шли на прорыв и были остановлены благодаря тому, что у комбатов были неучтённые боеприпасы и вооружение, которое было применено по назначению, пока вышестоящий штаб боялся принять самостоятельное решение и ждал согласования сверху.
Теперь об информационке. Понятно, что Басурин, Бессонов и другие читают по бумаге то, что им напишут. Но те, кто это пишет, вообще имеют хоть каплю здравого смысла!? Для кого это всё делается? Бойцы армии Донбасса знают, как обстоят дела реально по каждой ситуации. Местные жители тоже. Укропы осведомлены о положении дел в наших войсках, наверное, лучше, чем командование армии ЛДНР. Мировому сообществу плевать на то, что здесь происходит. Так для кого весь этот бред!?
Вы постоянно заявляете, что соблюдаете перемирие и просите мировое сообщество повлиять на ВСУ, чтобы не стреляли. На фоне ежедневной гибели наших бойцов и гражданских это звучит крайне мерзко и постыдно.
Такой информационной повесткой вы делаете из наших защитников не героев, а жалких слюнтяев. Ведь те, кто вещает — лицо армии и говорят от лица всех бойцов.
Повторюсь, все перечисленные выше проблемы — вина некомпетентных кадров. Есть толковые советники, но их меньшинство». (Полная версия тут)
Отдельно надо отметить, что выводы из всего накопившегося за восемь лет сделаны не были, виновные не только не понесли наказания, а наоборот – получили новые должности и награды.
«На колу мочало, начинай сначала»
Первым о необходимости одностороннего прекращения огня в своем телефонном звонке президенту РФ заявил турецкий президент Реджеп Эрдоган. «Эрдоган заявил, что призывы к миру и переговорам должны быть подкреплены Россией односторонним прекращением огня и видением справедливого урегулирования», процитировала Эрдогана канцелярия турецкого президента. Также турецкий президент напомнил о зерновой сделке, которая была продлена на год, о создании в Турции хаба по перепродаже в Европу российского газа и о масштабном обмене военнопленными. Затем о рождественском перемирии 2023 года заявил Патриарх Кирилл. В итоге Владимир Путин поручил министру обороны Шойгу ввести с 12.00 6 января до 24.00 7 января 2023 года режим прекращения огня по всей линии боевого соприкосновения сторон на Украине. Между тем, еще 14 декабря пресс-секретарь Дмитрий Песков заявлял, что рождественское или новогоднее перемирие на Украине не обсуждается, этих тем «нет на повестке дня» и «никаких предложений ни от кого не поступало». Значит, предложение поступило внезапно?
Украинскую сторону призвали объявить режим прекращения огня, но на всех уровнях украинские и западные политики это отвергли. Не поняли этого жеста и в патриотическом сегменте российского общества, обрушившись с массовой яростной критикой. Вот типичная реакция: «Это решение, несущее сугубо декларативный характер. В лучшем случае это решение ни к чему реально не приведет, только даст повод расшаркаться по новостям, в худшем — противник лишь усилит свое огневое воздействие на фоне бездействия наших войск». «Все прекрасно понимают, что договоры с киевским режимом не стоят бумаги, на которой написаны. А устные договоренности (например, по зерновой сделке) достойны занесения во все учебники как пример тотального дипломатического провала. Одностороннее прекращение огня является очередным имиджевым выстрелом себе в ногу. Потому что такие действия и на Украине, и на Западе воспринимают исключительно как слабость. В первый же час, как стало действовать рождественское перемирие, киевский режим нарушил его. С полудня националисты выпустили более 30 снарядов. И это только по ДНР».
»С военной точки зрения целесообразность в прекращении огня отсутствует. Главную тревогу и опасения вызывают особо ретивые офицеры на местах, которые будут неустанно следить за выполнением приказа о прекращении огня. На указанный период с 12 часов 6 января по 24 часа 7 января необходимо всеми правдами и неправдами дистанцировать их от линии боевого соприкосновения и постараться применить как можно более весомые доводы о последствиях одностороннего перемирия».
«ВСУ на лисичанском направлении в течение дня неоднократно нарушали рождественское перемирие, открывая минометный огонь по позициям военных РФ — бывший посол ЛНР в Москве Родион Мирошник. Вы не идиоты? Какое перемирие нарушили укры? Они его объявили? Были подписаны какие-то соглашения? Укры давали какие-то обязательства? РФ в ОДНОСТОРОННЕМ порядке прекратила огонь. Укры сразу ответили отрицательно на предложение о режиме тишины. Укры не нарушали никакого перемирия, потому что его для них не существует. Наши парни, как платили кровью за такое терпильство, так и будут платить». «Слабых и добрых не уважают».
Как объективно прошли 36 часов перемирия возле Донецка, расскажу, как очевидец. До 12 дня 6 января наша артиллерия активно отработала по позициям ВСУ по всей границе города. После 12 дня минут сорок было тихо.
Затем украинские боевики несколько раз ударили по Петровскому, Кировскому и Куйбышевскому районам города. Но не массированно, интенсивность обстрелов была на порядок меньше, чем обычно. Около 6 вечера 6 января наши бойцы сообщили, что ВСУ готовятся к атаке на марьинском направлении и начали активничать на угледарском участке фронта. К нашим позициям отправили усиление, полетели «грады». До 03.15 ночи 7 января — канонада ощутимо гремела на западе Донецка. На северо-западе Донецка, в районе авдеевского укрепрайона, тоже звучали звуки стрелковых боев и артканонада. В общем, было все то же, что дончане видели и переживали почти девять лет подряд: агрессивное псевдо-перемирие. 7 января наша пехота и артиллеристы были обстреляны украинскими боевиками в авдеевской промзоне возле Донецка всеми калибрами. Потерь удалось избежать.
И хотя это рождественское перемирие было коротким и не привело к необратимым последствиям, от него повеяло не миротворчеством, а затхлым смрадом восьмилетних минских сговоров, принесших только боль, смерть и разочарование.
Источник