Блокировка Суэца – это “цветочки”: коллапс в мировой торговле может начаться в Китае
Крупнейший морской транспортный узел на юге Китая в провинции Гуандун, включающий в себя несколько портов, работает с критичными перебоями из-за вспышки коронавируса. При блокировке крупного транспортного узла легкой промышленности может пострадать экономика по отдельным сегментам.
Эксперты сравнивают ситуацию с аварией на Суэцком канале в марте и дают неутешительные прогнозы.
Историк, китаевед Кирилл Котков рассказал о причинах и последствиях ситуации.
«Когда весной случилась ситуация с Суэцким каналом, знающие эксперты предупреждали, что на самом деле положение не такое уж и страшное. Напомню, что после 6-дневной войны и до начала 70-х годов Суэцкий канал вообще не работал.
Ситуация в марте этого года довольно быстро решилась, судна с мели сняли. Уверен, что и здесь все пройдет аналогично. Но, важно то, что такая ситуация не вчера сформировалась. Это западные страны в начале 80-х годов, точнее говоря с самого конца 70-х, сами начали переносить производство в Китай, при этом у себя закрывая. Это началось с пресловутых реформ Дэн Сяопина в Китае, которые привели к тому, что Китай стал второй экономической державой. Страны получали прибыль, но так получилось, что большая часть легкой промышленности оказалась сосредоточена в одном регионе – Гуандун.
Провинция Гуандун – это крупнейшей в мире, центр легкой промышленности. Вот к чему приводит перенос одного производства, которое было сосредоточено по разным странам, в одну страну. Китай серьезно выигрывает за счет того, что производство перенесли, а другие страны от этого в конечном итоге проигрывают. Тот, у кого есть главное производство средств производства, тот и окажется в выигрыше.
Не берусь судить то, насколько эта ситуация создана искусственно. Если это так, то Китай включает свои рычаги влияния и старается показать кто здесь хозяин. А хозяин в мире не только США. Хочу заметить, что новая волна коронавируса происходит сейчас прежде всего в странах западного полушария, а также в Индии. По крайней мере нам так об этом говорят. Почему бы и не воспользоваться этой ситуацией и не оказывать экономическое давление? Напомню, что коронавирус – это штука не хорошая, но смертность от этой болезни довольна низкая, в районе 1.7%. Как мы видим, везде преследуются политические и финансовые интересы. Почему бы в этом и не поучаствовать? Китай отстаивает в мире свои интересы и вполне возможно, что возникшие сложности с отгрузкой – это рычаги давления на мировую экономику. А Китай этими рычагами обладает, так как является второй экономикой мира и первой, если считать по паритету покупательной способности».