Как стрелять по «Леопарду»
Официальные лица и эксперты по обе стороны фронта согласны, что передача Киеву танков означает фактическое вступление Запада в классическую войну с Россией. Нам осталось победить.
Англосаксы – страшные враги, но ещё более страшные друзья. История с передачей немецких танков Украине как нельзя лучше подтверждает этот факт. Официальный Берлин оттягивал этот момент как мог, но так и не сумел удержаться на очередном рубеже «сдерживания России».
25 января официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Хебестрайт заявил, что Киев получит 14 танков Leopard 2 A6. Кроме того, Берлин даёт разрешение на реэкспорт танков немецкого производства своим союзникам и обещает поставки боеприпасов и техническое обслуживание.
Что ж. Надо отдать должное британцам и американцам: совместными усилиями им удалось загнать немцев на следующий этап противостояния России. Противостояния, которое должно будет привести к максимальному ослаблению как русских, так и немцев.
Берлин против Вашингтона
Вопрос о передаче немецких танков Украине планировалось решить 20 января, в ходе встречи на авиабазе Рамштайн. Однако канцлер ФРГ Олаф Шольц приложил большие усилия, чтобы этого не произошло. 16 января он уволил министра обороны Кристину Ламбрехт, которая, прежде чем покинуть пост, запретила проводить инвентаризацию «Леопардов-2», стоящих на вооружении бундесвера.
В результате главе Пентагона Ллойду Остину, которого послали продавливать немецкую оборону, пришлось разговаривать с Борисом Писториусом – человеком, который на любой вопрос и требование мог развести руками и заявить, что он в должности всего три дня, ничего не знает, во всём согласен, но ничего не может обещать.
За два дня до встречи в Рамштайне на полях Всемирного экономического форума в Давосе Шольц заявил, что единолично передавать танки Украине Германия не станет.
«Мы сотрудничаем по этому вопросу с нашими друзьями и партнёрами и ничего не делаем в одиночку», – подчеркнул тогда немецкий политик.
Переводя с политического на человеческий, Шольц потребовал, чтобы Штаты сделали то же самое, к чему подталкивают Берлин.
Эта позиция получила подтверждение в утечке, последовавшей после провала переговоров в Рамштайне. Тогда высокопоставленный американский чиновник сообщил каналу CNN, что немцы соглашаются отдать свои танки Украине лишь при условии, что американцы тоже пошлют на Украину свои «Абрамсы».
«Это глупо. Они думают, что это одно и то же, но это не так. Непохоже, что они понимают разницу», – пожаловался источник телеканала.
В отличие от Германии, которая забирает работоспособные танки прямиком из военных частей, американцы решили действовать не спеша. В рамках инициативы содействия безопасности Украины будет заключён контракт с компанией-производителем – General Dynamics Corp., чтобы та подготовила «украинскую» партию танков. Как и ожидали американские эксперты, в таком формате поставки «Абрамсов» займут не меньше года.
В целом получился вполне классический развод. Немцы отдают свои танки здесь и сейчас, американцы – когда-нибудь потом, и то, если Украина к этому времени ещё будет существовать.
Как тут не вспомнить систематические жалобы президента России Владимира Путина на то, что западные партнёры обманули и «кинули». Танковый пример последней недели хорошо демонстрирует, что необязательность американцев не носит избирательного характера и не направлена на одну только Россию. Набожные люди из Нового света ведут себя так со всеми, включая «союзников» по НАТО. Просто потому, что могут.
Политический груминг
На этом фоне европейские страны организовали очень трогательный флешмоб солидарности с попавшим в неловкую ситуацию «Четвёртым рейхом». Один за другим американские сателлиты из Старого света начали брать на себя торжественные обещания поставить украинцам пусть и небольшую, но тоже партию немецких «Леопардов».
Под участием в акции подписались Португалия, Нидерланды, Испания и Норвегия, не говоря уже об исторических обиженках вроде Польши, Швеции и Финляндии, которые, собственно, и толкали Берлин на этот шаг.
На этом фоне канцлеру пришлось идти в парламент и заверять депутатов, что Берлин не будет посылать на русско-украинский фронт наземные войска и пытаться установить бесполётную зону над Украиной (в терминологии НАТО – захватывать воздушное господство над театром боевых действий).
Однако на деле все всё понимают. Как недавно сказал сам Шольц, Германия ничего не делает в одиночку. Соответственно, и оказаться от отправки войск на фронт, когда для этого придёт время, Берлин тоже не сможет. Румыны с поляками застыдят, да и британцы не поймут. Ограниченный суверенитет – дело такое.
Бить в левый бок
По данным открытых источников, немцы успели наклепать 3600 «Леопардов-2». Из них в эксплуатации находятся 2516 машин. По предварительным оценкам, в обозримой перспективе европейцы смогут поставить Украине 300–350 танков. Это много. Штат танкового батальона ВСУ составляет 50 боевых машин. Соответственно, поставленными «Леопардами» укрорейх сможет укомплектовать до семи танковых батальонов. Они станут основной ударной силой армейских корпусов, которые в настоящее время формирует украинский Генштаб в рамках подготовки к масштабному весеннему наступлению.
Как и любые современные танки, «Леопарды» являются высокотехнологичными машинами для убийства, поэтому легкомысленно к ним относиться нельзя. Однако чудо-оружием их тоже не назовёшь. Более того: в отличие от американских БМП «Брэдли», которые превосходят большинство видов нашей лёгкой бронетехники, «Леопарды» не имеют преимуществ перед нашими танками – ни в защищённости, ни в огневой мощи, а в подвижности ещё и существенно проигрывают.
Визуально «Леопарды» производят сильное впечатление. Однако на деле эта машина – дитя большого количества компромиссов и потому имеет множество слабых мест.
Разработка танка началась в 1970-м, когда НАТО готовилась отражать наступление масс советской бронетехники. В рамках этой концепции предполагалось, что «Леопарды» будут вести преимущественно оборонительные бои и, соответственно, активно пользоваться укрытиями. В результате основные усилия конструкторов были направлены на создание непробиваемого лба башни и в меньшей степени – лба корпуса. В результате физическая толщина многослойной разнесённой брони лба башни колеблется в пределах от 660 до 860 мм.
При этом, как и большинство танков натовских стран, второе поколение «Леопардов» не имеет автомата заряжания. Снаряды в пушку вручную запихивает заряжающий, которому требуется много свободного пространства для работы. Сочетание этих двух факторов – большого забронированного объёма и акцента на защиту лба башни – привело к тому, что у немецких конструкторов получился огромный толстолобик с очень слабым бронированием бортов корпуса, забашенной ниши, где находится укладка снарядов, и кормы.
О том, насколько всё печально у «немца» с защитой бортов, можно судить по требованиям армии Нидерландов, считающих, что лоб этого танка должен держать противотанковые снаряды с двух километров, а борта, корма и крыша – 20–30-мм снаряды со 100 метров.
Самыми критическими для поражения местами «Леопарда» являются левая сторона кормовой ниши башни и передняя часть левого борта. Пробитие брони и там и там – с высокой вероятностью ведёт к детонации боеукладки и полному уничтожению танка.
Также «Леопарды» имеют крайне слабую броню кормы. Крыша немецкой «кошки» пробивается 30-мм снарядами автоматических пушек, которые ставятся на наши вертолёты Ка-52 и Ми-28.
Огромным упущением немцев является пренебрежение динамической защитой и отсутствие комплексов активной защиты. По этой причине современные кумулятивные боеприпасы опасны для этих танков с любой дистанции и любого курсового угла.
В целом «Леопарды», конечно, являются опасными противниками, но при этом требуют чрезвычайно грамотного, тактически выверенного применения. Их использование в бою ограничивается ещё и 60-тонной массой, вынуждающей командование организовывать операции, тщательно учитывая несущую способность грунтов, на которые будут посылаться танки.
В целом «Леопард» – далеко не самая удачная машина для ведения наступательных операций. И, без всякого сомнения, мы увидим обгорелые остовы этих танков после встреч с нашими Т-72Б3 и Т-90.
Политические выводы
Оценивая чисто военные последствия поставок «Леопардов», можно сказать, что принципиально изменить баланс сил на фронте они не смогут, хоть и позволят восстановить боеспособность нескольких бригад ВСУ.
Тем не менее, помимо военной составляющей, передача этих машин является и важным психологическим и политическим моментом. Точнее – этапом на пути к третьей мировой. На днях министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что ситуация на Украине постепенно переходит от гибридной войны Запада против России к классическому вооружённому конфликту. Такого же мнения придерживаются и многие эксперты.
«Байдену удалось сломать Шольца, они перевели военный конфликт на Украине в новую фазу напряжённости. Танки пойдут – это уже вершина боевой техники сухопутных войск. И вслед за ними уже речь пойдёт о применении боевой авиации», – пояснил логику развития событий доктор военных наук, член-корреспондент Российской Академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков.
«Поэтому Байден начинает действовать более жёстко, выставлять более жёсткие требования. Это говорит о том, что в нынешних условиях Россия должна адекватно отвечать. Адекватным ответом должны быть не слова, а дела: решительный разгром группировки ВСУ на Украине путём проведения глубоких операций на окружение, а не выталкивание их на сто метров в день из отдельных направлений. Вот тогда мы сможем эту задачу решить. Если же мы эту задачу не решаем и Россия не даёт адекватного ответа – значит, следующим туром после того как будут поставлены танки (и они будут разбиты, конечно же) – они (Запад – прим. ред.) введут бесполётную зону и прямое столкновение с НАТО, вот и всё», – предупредил эксперт.
Действительно, России нужно активизировать военные действия, добиваться победы на поле боя и в кратчайшие сроки ликвидировать украинскую государственность, а следом за ней – деконструировать и украинскую идентичность. Только так Россия сможет уничтожить гигантский плацдарм, с которого Запад может вести против нас войну в удобной и безопасной для себя форме.