Что Соединенные Штаты могут предложить за столом мирных переговоров по Украине?
До сих пор дебаты о мирных переговорах вращались вокруг того, что Украина и Россия должны быть готовы предложить за столом переговоров, чтобы положить конец войне. Однако, США также должны подумать о том, какие шаги они могли бы предпринять для урегулирования своего конфликта с Россией, который, собственно, является основной причиной нынешней войны.
Геополитический кризис, который создал предпосылки для войны на Украине, начался с нарушенных обещаний не расширять НАТО на восток в начале девяностых и усугубился заявлением о скором вступлении Украины в антироссийский военный альянс в 2008 году.
Затем, в 2014 году государственный переворот на Украине при поддержке США привел к расколу страны. Лишь 51 процент опрошенных украинцев заявили в ходе опроса института Гэллапа, что признают легитимность постмайданного правительства. Значительное большинство населения Крыма, а также Донецкой и Луганской областей проголосовали за отделение от Украины. Новое украинское правительство развязало гражданскую войну против самопровозглашенных «народных республик» Донбасса.
Эта война унесла примерно 14 тысяч жизней, но Минское соглашение 2015 года установило перемирие и буферную зону вдоль линии соприкосновения, где 1300 сотрудников ОБСЕ следили за соблюдением договоренностей. Перемирие в основном соблюдалось и число жертв значительно сократилось, но украинское правительство так и не устранило глубинный политический кризис, предоставив Донецку и Луганску обещанную автономию. Недавно бывший канцлер Германии Ангела Меркель и бывший президент Франции Франсуа Олланд признали, что западные лидеры пошли на соглашение только для того, чтобы выиграть время и дать возможность Киеву вернуть утраченные территории силой.
В марте 2022 год, через месяц после российского вторжения, в Турции состоялись переговоры о прекращении огня. Стороны составили «соглашение о нейтралитете» из 15 пунктов, которое президент Зеленский публично представил народу в эфире национального телевидения 27 марта. Россия согласилась уйти с оккупированных за месяц территорий в обмен на обязательство Украины не вступать в НАТО и не размещать на своей земле иностранные военные базы. Однако в апреле западные союзники Украины, в частности США и Британия отказались поддержать это соглашение и убедили Киев отказаться от переговоров. Официальные лица обеих стран заявляли в то время, что цель заключается в ослаблении России.
Прискорбное решение Вашингтона и Лондона торпедировать договор о нейтралитете Украины на втором месяце войны привело к затяжному и разрушительному конфликту с сотнями тысяч жертв. Ни одна из сторон не может одержать решительную победу, и каждая новая эскалация увеличивает опасность «большой войны» между НАТО и Россией. Теперь лидеры США и НАТО заявляют, что поддерживают возвращение за стол переговоров с той же целью – добиться вывода российских войск с оккупированных в ходе СВО территорий. Косвенно они признают, что девять месяцев ненужной кровопролитной войны не смогли существенно улучшить переговорные позиции Украины.
Итак, что же Соединенные Штаты могут предложить за столом переговоров, чтобы положить конец войне на Украине и эскалации холодной войны с Россией? Подобно Карибскому кризису 1962 года, нынешний кризис мог бы стать катализатором для серьезной дипломатии, направленной на восстановление разрушенных американо-российских отношений. Вместо того, чтобы подвергать мир риску ядерной аннигиляции ради «ослабления» России, США могли бы открыть новую эру контроля над ядерными вооружениями и дипломатического взаимодействия.
В течение многих лет президент Путин сетовал на чрезмерное военное присутствие США в Восточной и Центральной Европе. Однако, после российского вторжения США значительно расширили это присутствие. Количество военнослужащих возросло с 80 до 100 тысяч. Американские военные корабли прибыли в Испанию, эскадрильи истребителей – в Британию, а системы противовоздушной обороны – в Германию и Италию.
Задолго до начала военной операции на Украине США создали объекты противоракетной обороны в Румынии, а затем в Польше, в 150 километрах от российской границы. Русские обеспокоены тем, что эти системы могут быть перепрофилированы для запуска наступательных и даже ядерных ракет, что прямо запрещалось договором по ПРО 1972 года между США и СССР, пока президент Буш не вышел из него в 2002 году. Пентагон называет эти объекты оборонительными, но Москва настаивает на том, что они являются свидетельством угрозы, которую представляет собой расширение НАТО.
Вот некоторые шаги, которые США могли бы предпринять для деэскалации растущей напряженности, чтобы повысить шансы на мирное соглашение в Украине:
— поддержать нейтралитет Украины, согласившись участвовать в гарантиях безопасности, о которых Москва и Киев договорились в марте, и которые были отвергнуты западными союзниками Украины;
— дать понять России на ранней стадии переговоров, что они готовы отменить санкции в рамках всеобъемлющего мирного соглашения;
— согласиться на значительное сокращение числа военнослужащих в Европе и вывод ракет из Румынии и Польши, а также передачу военных баз этим странам;
— возобновить Договор по открытому небу, из которого Америка вышла в 2020 году, чтобы обе стороны могли контролировать соблюдение взаимных обязательств по разоружению;
— начать обсуждение вопроса о выводе ядерного оружия из пяти европейских стран, где оно в настоящее время развернуто: Германии, Италии, Нидерландов, Бельгии и Турции.
Если США готовы внести подобные изменения в свою политику, это облегчило бы России и Украине достижение взаимоприемлемого соглашения о прекращении огня. Большинство людей в мире вздохнули бы с облегчением, увидев прогресс в урегулировании российско-украинского конфликта. Но еще большее значение имело бы возобновление сотрудничества между США и Россией, направленное на снижение угрозы мировой войны.
Источник