Встреча в Абу-Даби: «большой арабский переполох» – вопросов больше, чем ответов
Начало года ознаменовалось очередным всплеском политико-дипломатической активности в арабском мире, под которым, надо полагать, имеются самые серьёзные основания.
18 января Объединенные Арабские Эмираты в спешном порядке организовали консультативный саммит в Абу-Даби с участием лидеров четырёх государств-членов Совета сотрудничества стран Залива (ССГПЗ). На экстренную встречу под девизом «Процветание и стабильность в регионе», помимо самих хозяев, прибыли главы султаната Оман, Катара, Бахрейна, а также президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси и король Иордании Абдалла II (эти два государства в ССГПЗ не входят).
От внимания наблюдателей не ускользнуло отсутствие наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, фактически правящего королевством, а также эмира Кувейта Навафа аль-Ахмада, либо наследного принца этого небольшого эмирата Мишааля аль-Ахмада.
Внезапный слёт, котором не объявлялось заранее, последовал на следующий день после встречей в Каире 17 января: к президенту ас-Сиси наведались вышеупомянутый Абдалла из Аммана и глава Палестины Махмуд Аббас. Сразу после этого иорданский король вылетел в Абу-Даби с очевидным посланием для главы ОАЭ Мухаммеда бен Зайда, которое, очевидно, побудило его объявить экстренные консультации в рамках ССГПЗ.
Согласно официальной информации, лидеры обсудили ряд региональных и международных проблем и событий, представляющих взаимный интерес, а также политические проблемы, проблемы безопасности и экономические проблемы в регионе. Но что же оказалось столь срочным, что потребовало экстренной встречи арабских лидеров? Почему лидеры Саудовской Аравии и Кувейта проигнорировали встречу? Издание The Cradle усматривает здесь несколько возможных версий.
Во-первых, речь могла идти о быстром ухудшении состояния экономики Арабской Республики Египет после падения египетского фунта до наиболее низкого уровня в истории (32 фунта за доллар США). Внешний долг страны вырос почти до 170 миллиардов долларов. Стремительный рост инфляции, а также выдвинутые Международным валютным фондом (МВФ) жёсткие требования, в первую очередь плавающий валютный курс и значительное сокращение связанных с армией частных подрядных и коммерческих компаний, крайне негативно сказываются на экономике крупнейшей арабской страны. Имеется информация об адресованной входящим в ССГПЗ государствам просьбе МВФ выделить Каиру 40 миллиардов долларов экстренной помощи – в противном случае, дескать крах Египта неизбежен.
Во-вторых, арабских соседей Израиля очевидным образом крайне тревожат чреватые очередной эскалацией кульбиты правого правительства вернувшегося во власть Биньямина Нетаньяху. В первую очередь, тревогу вызывают угрозы штурма мечети Аль-Акса в Иерусалиме, запрет посетить её послу Иордании в качестве первого шага к отмене попечительства «хашимитского» королевства над мусульманскими святынями «столицы трёх религий», а также аннексия Западного Берега реки Иордан и депортация сотен тысяч местных жителей в Иорданию.
Наконец, несколько дней назад бывший премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джассим написал в Твиттере о неминуемой американо-израильской агрессии против Ирана, способной, мягко говоря, основательно подорвать безопасность и стабильность в Персидском заливе.
По мнению автора The Cradle, наиболее важным и неотложным фактором в повестке дня саммита стал риск экономического коллапса, с которым столкнулся Египет. Финансовая помощь из стран Персидского залива, многие годы служившая надёжным источником экстренной помощи (в июне Саудовская Аравия подписала с Египтом сделки на сумму 7,7 млрд. долл., в том числе на строительство электростанции стоимостью 1,5 млрд. долл.), в настоящее время, похоже, полностью прекратилась. Даже в случае её возобновления средства больше не будут поступать в виде невозвратных грантов и депозитов, как это практиковалось ранее, а будут идти в виде инвестиций и поощрения партнёров к «реформам».
Об изменении подхода к финансированию прямо объявил 18 января в ходе Давосского форума министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед бен Джадаан, заявления кооторого, по-видимому, вызвали тревогу прежде всего в Каире и Аммане. Ранее, на экономической конференции в конце октября президент ас-Сиси признал финансовые проблемы Египта, также упомянув о полном прекращении помощи со стороны государств ССГПЗ.
В этом же контексте может быть объяснено отсутствие консультативном саммите правителей Кувейта – Национальная ассамблея (парламент) Кувейта специальным решением запретило правительству предоставить Египту хотя бы один доллар помощи.
В общей сложности, после начала «арабской весны» в 2011 году страны Персидского залива предоставили Египту 92 миллиарда долларов. Нынешний президент пришёл к власти путём военного переворота, положившему конец не менее провальному правлению связанного с запрещёнными в России «Братьями-Мусульманами» Мохаммеда Мурси.
Отсутствие в Абу-Даси ключевой фигуры современной ближневосточной политики, саудовского принца Мухаммеда бин Сальмана, также может иметь несколько объяснений. В то время как подчёркнуто дружеских приём хозяином саммита, Мухаммедом бен Зайдом, эмира Катара Тамима бен Хамада аль Тани могут символизировать улучшение двусторонних отношений, в случае с Саудовской Аравией далеко не все гладко. Кризис эмиратско-саудовских связей питается растущими разногласиями по поводу войны в Йемене и других региональных проблем. Возможно, именно этот кризис привел к «оттепели» между Абу-Даби и Дохой, предполагает The Cradle.
Кроме того, резко ухудшились и саудовско-египетские отношения, длительное время весьма крепкими. В частности, как утверждает издание Axios, египетские власти приостановили практические процедуры по передаче под суверенитет Саудовской Аравии островов Тиран и Санафир, занимающих стратегическое положение на выходе из залива Акаба в Красное море. Напротив, «маятник» египетско-эмиратских отношений, похоже, идёт в сторону противоположном направлении.
Помимо экономических споров и неурядиц на фоне кризисных явлений в мировой экономике, имеются и иные неотложные темы для обсуждения. Как упомянуто выше, некоторые из них связаны со стародавним палестино-израильским конфликтом, готовым в очередной раз взорваться в любой момент. Известно, что США и Израиль оказывают серьёзное давление на Амман в пользу участия Иордании во втором «Негевском саммите» (по месту проведения первой встречи министров иностранных дел государств – участников «Соглашения Авраама», который должен состояться в марте в Марокко. Государствам Персидского залива, которые нормализовали отношения или открыли связь с Израилем, Иордания могла бы предложить использовать свои возможности для нивелирования этого давления. Последствия продолжающейся израильской агрессии в Иерусалиме и на Западном берегу представляют прямую угрозу безопасности и стабильности Иордании, и участие в каких-либо официальных мероприятиях с участием Израиля едва ли вызовут понимание в обществе. За исключением султаната Оман и Катара, остальные представленные на саммите в Абу–Даби государства подписали соглашения о нормализации отношений с Израилем (примечательно, что отсутствующие саудовцы и кувейтцы, пока не присоединились к этому «клубу»).
Пока конкретные подробности экстренного саммита глав государств в Абу-Даби ещё не появились. Несомненно, что-то станет понятно по логике дальнейших событий и хитросплетений. Очевидно одно – региональная мозаика усложняется, требуя повышенного внимания со стороны российской дипломатии, с полным пониманием принципиально иной роли Ближнего Востока в условиях тотальной обструкции со стороны прежних «западных партнёров».
Александр Григорьев