О цейтноте и кооперации в импортозамещении
Периодически, когда речь заходит об импортозамещении и участии в нём ещё-кого, например Белоруссии, появляются рассуждения в духе «нам никто не нужен, мы со всем справимся сами».
Безусловно, от крайней нужды и цейтнота можно справиться со всем, благо, инструментов придумано множество от заливания деньгами и промышленного шпионажа до шарашек. Вопрос во времени, затраченном на импортозамещение, и издержках, в том числе финансовых и людских.
Но, как вчера признался секретарь Совбеза Николай Патрушев, России для реализации проектов авиационной промышленности, не хватает свыше 14 тыс. инженерно-технических работников, в том числе конструкторов и технологов. И это авиапром, к которому приковано внимание в том числе и президента, отчитывавшего вице-премьера Мантурова за задержку в подготовке контрактов.
Сборка SSJ-100
Решить эту проблему, подготовив свои кадры, можно, но на это уйдут годы. А самолёты России нужны уже через пару лет: дожидаться 2030 года, до которого в теории (по словам главы Росавиации) могут летать Boeing и Airbus, явно не стоит хотя бы из соображений безопасности.
И вот здесь самое время для кооперации с той же Белоруссией, чьей премьер-министр вчера в ходе визита в Ульяновскую область (задумайтесь только: РБ рассматривает каждый отдельный регион России чуть ли не как отдельную страну, применяя индивидуальный подход) предложил разработать межгосударственную программу в области авиастроения для систематизации работы предприятий двух государств.
Поэтому возможность выдать 105 млрд рублей под импортозамещение Белоруссии (а эти деньги выданы) в более чем 20 проектах – благо: вместе легче освоить производство сотен товаров от авиационных компонентов до заквасок для сметаны и сыров.