Болезненный момент. Когда наступит смутное время для ГТС Украины

Болезненный момент. Когда наступит смутное время для ГТС Украины

Потеря значимости украинской газотранспортной системы (ГТС) из-за приостановки транзита газа в Европу через страну представляет гораздо большую проблему для Киева, чем финансовые потери от реализации «Северного потока–2», полагает министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

«Конечно, потеря доходов от транзита была бы болезненной для нашего бюджета, но потеря важнейшего инфраструктурного актива, от которого зависит транзит российского газа в Европу, гораздо опаснее», – цитирует РИА Новости Кулебу.

По его словам, ближайшие несколько лет будут достаточно сложными для украинской ГТС.

При этом дипломат заметил, что Украина вкладывает силы в превращение Центральной Европы в «оплот европейской энергетической безопасности», однако Россия, достраивая газопровод «Северный поток–2», стремится обойти Киев, который всегда себя позиционировал как «надежный партнер» для Москвы в сфере транспортировки газа.

«Мы понимаем стремление европейских государств диверсифицировать свои поставки газа. В то же время мы считаем полезным поддерживать транзит газа через Украину, получая часть импорта, скажем, по «Турецкому потоку», – подчеркнул Кулеба.

Ранее в МИД Украины потребовали у России компенсацию за «Северный поток–2».

Как отметил директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, попытка Киева выставить свои условия для запуска «Северного потока–2» удивительна, потому что Украина, не имея к строительству газопровода никакого отношения, стремится что-то выторговать у Москвы.

«Вообще странно, когда Украина пытается некоторые условия к запуску «Северного потока–2» сделать. Ну какие там условия к запуску «Северного потока–2″ от страны, которая к нему отношения не имеет. [Украинские политики] точно не те, кто может какие-то условия выставлять. Вопрос в том, что Украина – это страна, у которой есть товар в виде газотранспортной системы, и она пытается его выгодно продать, чтобы зарабатывать на этом деньги за транзит», – рассказал Кулагин порталу Baltnews.

При этом Украина, как нехороший торговец, пытается продать свой «товар» на невыгодных условиях, подчеркнул аналитик.

«Как любой стране, что-то имеющей, – нужно [свою ГТС] красиво предлагать. Предлагать хорошие условия транзита: цены, хранение. Но вместо этого идет совсем другая риторика. Естественно, если вы приходите за товаром, а вам продавец начинает угрожать и выставлять неприемлемые условия, то появляется желание отказаться от товара. Вот что последние десятилетия и происходит. К сожалению, так плохо продается товар, который еще пару десятилетий назад был хороший и полноценный», – объяснил Кулагин.

В итоге превратили украинскую ГТС в ГТС с «дырками», в которую теперь надо инвестировать столько денег, что «Северный поток» дешевле стоит.