Генпрокурор Беларуси подробно рассказал про указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину

Генпрокурор Беларуси подробно рассказал про указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину

Генпрокурор Беларуси подробно рассказал про указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину
Беларусь
Геополитика и безопасность
Новости
Общество
Страна

06.02.202306.02.20231 комментарий к записи Генпрокурор Беларуси подробно рассказал про указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину

Генеральный прокурор Андрей Швед, отвечая на вопросы журналистов после встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко, подробно рассказал о содержании указа о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину, передает корреспондент БЕЛТА.

По его словам, в документе идет речь не только о персональном составе комиссии (она на две трети состоит из общественности, известных авторитетных в белорусском обществе людей), но также определены условия и порядок рассмотрения обращений граждан Беларуси, находящихся за рубежом.

«Охватывается период тех возможных или совершенных правонарушений с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года. Граждане могут обращаться в комиссию в письменном виде или в электронном. В указе определены требования, которые предъявляются к этому заявлению, перечень документов, которые должны содержаться. Также указаны те решения, которые будут приниматься комиссией. Все открыто, понятно. Предусмотрено открытое, свободное голосование членов комиссии по каждому вопросу», — проинформировал генпрокурор.

Генпрокурор Беларуси подробно рассказал про указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину

Он подчеркнул, что никто не заставляет никого возвращаться на родину или обращаться в созданную комиссию. «Это добрая воля, жест нашего государства. Для того чтобы снять всякого рода провокации, в указе отдельно определена норма, связанная с тем, что лица, в отношении которых принято решение (комиссии. — Прим. БЕЛТА), могут в течение 3 месяцев его реализовать. Прошло 3 месяца — дальше, пожалуйста, обращайтесь по общему порядку», — пояснил Андрей Швед.

По его словам, в указе предусмотрены возможности реализации всех правовых норм, направленных на освобождение лица от ответственности либо изменение меры пресечения. «Самое главное: если это лицо, получив на руки документ о том, что к нему нет претензий или изменена мера пресечения, или принято какое-то иное решение, которое, по мнению этого лица, позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена гарантия, связанная с тем, что в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов только с согласия генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, могут применяться меры процессуального принуждения либо приниматься какое-то правовое решение. Это очень важно», — обратил внимание генпрокурор.

Информацию, которая появляется на этот счет за рубежом, и попытки запугивания людей, чтобы они не пытались вернуться на родину, Андрей Швед объясняет тем, что белорусских граждан используют деструктивные силы для собственной наживы, зарабатывания денег. «Это понятно и очевидно», — сказал он.

Чтобы принять правильное решение, генпрокурор дал рекомендацию всем желающим вернуться в Беларусь: «Каждый должен думать о себе, о своих родных, близких, о детях. Думайте, взвешивайте, читайте. Все открыто и понятно».

Говоря о полномочиях создаваемой комиссии, он пояснил, что при рассмотрении каждого обращения подход будет индивидуальным. «В указе определены виды решений комиссии. Если мы приходим к пониманию, что человек ошибся, поддался эмоциям, влиянию (ведь мы с вами хорошо помним, какая была информационная прокачка, какое было колоссальное давление, кто-то поддался, но сейчас искренне раскаивается), мы рекомендуем правоохранительным органам принять процессуальное решение, например, о прекращении уголовного преследования. И об этом пишем человеку: «Да, в отношении вас имелось уголовное судопроизводство, принято такое-то решение, такого-то числа, и вы вправе спокойно въехать, никаких претензий к вам нет». Если только вы что-то не скрыли. Если человек совершил еще какое-то преступление и об этом никому неизвестно (он скрывает), закон для всех одинаков», — пояснил Андрей Швед.

В состав комиссии войдут около 30 человек. Собираться они будут по мере необходимости, готовности материалов по каждому случаю. На рассмотрение заявлений граждан ей отводится до 2 месяцев, в исключительных случаях по решению председателя комиссии — до 3 месяцев. «Тут очень важно спешить, но медленно, чтобы не допустить ошибки, внимательно разобраться», — отметил генеральный прокурор.

Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 февраля подписал указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину.

«Я посмотрел и состав (комиссии. — Прим. БЕЛТА), и прочее. Если мы что-то тут в указе не предусмотрели, достаточно власти у генерального прокурора для того, чтобы задействовать весь государственный аппарат, госслужащих для того, чтобы решить эту проблему с теми беглыми», — сказал глава государства.

«И надо смотреть не только беглых. Кто-то из-под плинтуса вылезет — они же понимают, что мы их все равно найдем. Кто-то обратится в комиссию. Вы в комиссии уже разберетесь», — добавил Александр Лукашенко. При этом Президент потребовал никого назад в Беларусь не тянуть. «А так там уже пошла волна: «вот Лукашэнка хоча iх сюда зацягнуць і пасадзіць». Вот прочитают указ и будут видеть, как будет работать комиссия», — отметил он.

Глава государства подчеркнул, что власти априори никого не собираются лишать свободы. С другой стороны, заметил он, если какой-то гражданин действительно заслужил наказания, то он и сам вряд ли станет обращаться в созданную комиссию.

«Пойдет — рассмотрим. Все будет по закону. Но главное, не тащите их сюда силой. Вы правильно предложили: заявление в комиссию (хотите — по интернету передавайте, хотите — в конверте пересылайте) — мы рассмотрим любое ваше заявление. Но силой сюда тащить, чтобы посадить, как они говорят, или вообще чтобы поговорить с кем-то, мы не собираемся. Это наша добрая воля, мы ее продемонстрировали. Пожалуйста, обращайтесь, будем рассматривать ваши заявления. Не хотите — сидите там. Хотите — воюйте, хотите — метите улицу. Не все ж могут воевать даже, не всех же возьмут на фронт. Метите улицу, мойте посуду. Кто более подготовлен — будут патроны подавать в Польше или Литве. Это их выбор. Мы никого не заставляем и не настаиваем в этом плане», — заявил белорусский лидер.

Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм, БелВПО.