«Балтийская труба» не у дел: Польша ищет запасной выход из газовой петли

«Балтийская труба» не у дел: Польша ищет запасной выход из газовой петли

На прошлой неделе информационные агентства многих европейских стран и России облетела новость, претендующая на статус сенсации.

Текст, в общем-то, выглядит практически идентично во всех СМИ: «Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании не подтвердил разрешение, выданное управлением по охране окружающей среды на строительство газопровода Baltic Pipe. Об этом сообщается на сайте датского оператора газотранспортной системы Energinet».

И с этого момента – сотни, если уже не тысячи комментариев, которые можно свести к «Дания запретила Польше строить Baltic Pipe», «Польский конкурент «Северного потока–2″ потерпел фиаско», и даже МИД Польши выдал на-гора: «За экологическими проблемами могут стоять другие интересы. Польская сторона намерена как можно скорее прояснить ситуацию с реализацией проекта, который отвечает интересам всей центральной Европы».

Однако даже при самом ближайшем рассмотрении информационное сообщение вызывает массу вопросов.

У кого, собственно, приостановлено разрешение? Почему газовая магистраль называется «Балтийская труба», а разрешение отзывает один из датских государственных органов? Что и у кого собрался выяснять польский МИД? Чем отличаются друг от друга «Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании» и «Управление по охране окружающей среды»?

И в связи с этим встает еще один вопрос: по каким же таким причинам ни один из комментаторов до сих пор не удосужился разъяснить, что же такое мы перед собой видим? Видимо, придется напомнить целый ряд фактов, которые почему-то не вспоминают.

Отбросим подробности истории появления проекта Baltic Pipe: впервые о нем заговорили еще в 2001 году, когда Дания расширяла свою сеть газопроводов в Северном море, по которой в королевство поступал газ с норвежских месторождений.

Однако анализ показал, что строительство магистрального газопровода (МГП) от тех же месторождений до балтийского берега Польши не имеет никакого смысла.

Время от времени о проекте вспоминали, но только для того, чтобы с грустным вздохом снова положить в самый дальний угол. Оживление пришлось на 2009 год, когда в ЕС все более модным трендом стала антироссийская риторика: «Необходимо добиться независимости от агрессивной России в энергетической сфере».

За реализацию проекта отвечает консорциум в составе государственных газотранспортных компаний Дании – Energinet и Польши – GasSystem.

МГП Baltic Pipe будет состоять из трех частей: от месторождений в Северном море до берега Дании, по территории Дании от ее североморского до балтийского побережья и от берега Дании до берега Польши по дну Балтийского моря с пересечением двух трубопроводных ниток «Северного потока–1» и двух трубопроводных ниток «Северного потока–2». Сметная стоимость на сегодняшний день – 1,635 млрд евро, годовая транзитная мощность – 10 млрд кубометров газа.

За строительство по территории Дании ответственность несет Energinet – и это первый ответ: датский государственный орган отозвал разрешение на строительство у датской государственной компании.

Первоначально участники консорциума договорились о финансировании проекта на паритетных началах, однако в 2018 году Еврокомиссия приняла решение о субсидировании Baltic Pipe из общего бюджета ЕС на сумму 266,8 млн евро, в апреле 2019 года – еще на 215 евро.

И это тоже достаточно тонкий момент: Еврокомиссия имеет право финансировать газовые проекты только в том случае, если эти проекты имеют региональное значение, то есть в них участвуют не менее трех стран-членов ЕС.

Норвегия в лице ее государственной компании Equinor в проекте не участвует, в 2019 году единственным участником аукциона на бронирование мощности Baltic Pipe в соответствии с процедурой open season, предусмотренной Третьим энергопакетом ЕС, стала польская государственная компания PGNiG, отвечающая за добычу нефти и газа на территории Польши, а также за импорт углеводородов из-за пределов Польской Республики.

В результате аукциона PGNiG забронировала 85% мощности Baltic Pipe – 8,5 млрд кубометров газа в год.

Каким IQ обладают авторы лозунга «Baltic Pipe – серьезный конкурент «Северного потока–2», психиатрические службы Европы не сообщают, тем самым соблюдая клятву Гиппократа. При этом собственных месторождений в Северном море у PGNiG нет, для обеспечения проекта Baltic Pipe эта польская компания с 2015 года скупает доли акционерного капитала в отдельных проектах норвежской Equinor.

Окончание строительства Baltic Pipe запланировано на конец 2022 года, по заявлению самой PGNiG к этому сроку она сможет обеспечить поставку около 3 млрд кубометров с дальнейшим наращиванием этого объема. Вот первый вывод: даже если сроки строительства будут «сдвинуты вправо», большого урона польскому газовому рынку это не нанесет.

По оценке Gas-System, в 2023 году спрос на природный газ в Польше вырастет до 23 млрд кубометров, а «польская газовая арифметика» выглядит следующим образом: около 5 млрд кубометров газа в год PGNiG добывает на территории самой Польши; годовая мощность регазификационного терминала «Свиноуйсьце» составляет 5 млрд кубометров газа в год; до конца 2022 года действует контракт между PGNiG с «Газпромом», по которому польская компания имеет право покупать до 10 млрд кубометров газа в год.

Следовательно, в конце 2022 года у PGNiG особых вариантов нет – нужно либо успеть построить еще один-два регазификационных терминала общей мощностью 10 млрд кубометров, либо закупать газ у немецких компаний, которые имеют возможность поставить его по газовой магистрали «Ямал – Европа».

Эта магистраль способна работать в режиме интерконнектора, то есть газ по «Ямал – Европе» может идти как из Польши в Германию, так и в обратном направлении.

Вариант №2 знаком до боли – именно таким образом с 2015 года Украина научилась «не покупать российский газ», предпочитая платить за него европейским посредникам. Зато такой вариант совершенно реален, в отличие от строительства дополнительных регазификационных терминалов – для них не только нужно суметь найти деньги, но еще и успеть построить распределительные сети в направлении от берега вглубь территории.

В том же случае, если вдруг к власти в Польше придут политические силы, помнящие о том, что злотые с неба не сыплются, причин для волнений вообще нет – достаточно подписать взаимовыгодный контракт с «Газпромом», и энергетическая обеспеченность Польской Республики будет гарантирована.

И, разумеется, появится запас времени на то, чтобы спокойно ждать, пока Energinet решит все вопросы со своими государственными экологическими проблемами.

Ну и, наконец, справочно. В Дании нет института административных судов, их функции выполняют апелляционные комиссии, что мы и видим в данном случае: разрешение, выданное Energinet, отозвал апелляционный совет по окружающей среде. В соответствии с датским законодательством за деятельностью апелляционных советов надзирает парламентский омбудсмен.

Решения, принятые большинством в апелляционных советах, могут быть переданы в обычные суды. Отсюда еще два вывода: никакие польское министерства, политики и прочие не имеют никаких возможностей вмешаться в то, что произошло в Дании, все проблемы предстоит решать датской Energinet.

В любом случае строительство наземной части Baltic Pipe придется приостановить – закон суров, но он – закон. Ну а то, что далеко не все политики Польши окончательно расстались с логикой и здравым смыслом, убедительно доказывает заявления МИД Польской Республики: «За экологическими проблемами могут стоять другие интересы».