Мусорная реформа в Хабаровске: факты и цифры

Мусорная реформа в Хабаровске: факты и цифры

Член Союза журналистов России, журналист МОО «НКОК» Александр Никишин рассказал общественно-политической газете «Президент» об оценках, фактах и точных данных мусорной реформы в Хабаровском крае. Ранее он уже высказывался в СМИ и описывал общую ситуацию в этом не простом деле.

Первая статья «Мусорная реформа в Хабаровске: и смех, и слёзы, и коррупция» была опубликована на сайте газеты «Завтра», в № 41 печатного издания газеты «Завтра», журнале «Вестник Национального Комитета Общественного Контроля». Вторая статья «Самарский «распил» в Хабаровске» с большим количеством фактов была издана тиражом 10 000 экземпляров в виде брошюры в серии «Независимые журналистские расследования». В ней я более подробно с большим количеством цифр и фактов описал ход мусорной реформы в Хабаровске. В этой статье в основном я буду приводить конкретные факты и цифры, которые помогут трезво и без эмоций оценить происходящее.

Начать стоит с самого больного для простых граждан, бизнесменов и органов государственной власти места — тарифов. Так как тарифы касаются всех плательщиков, и «реформа» залезает в карман не только жителей, но и бизнеса, и государства. А все, что касается бюджета нашего государства, как говорится, совсем другая статья Уголовного кодекса.

Но начнём с неблизкого 2020 года. Когда в декабре 2020 года к работе достаточно успешно приступила в качестве регоператора по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) местная компания ООО «ТСК ФЕСТ», тариф был приемлемым для всех и составлял 4 рубля за 1 м2 или 602 рубля за 1 м2 / 4763,46 руб. за 1 тн. Но 24.12.2020 врио Губернатора края Михаил Дегтярев заявил на совещании, что прекращает работу ООО «ТСК ФЭСТ» в качестве регоператора по причине высокого тарифа.

Два основных тезиса в обосновании этого решения звучали так:

1. Сделать хорошо, но чуть позже
2. Необходимо снизить тарифы.

В результате, оба тезиса и обещания не только просто остались на бумаге, но и были осуществлены с абсолютно противоположным результатом — сделано было хуже, а тарифы значительно выросли. Предвыборный лозунг звучал: «Дела важнее слов», и люди поверили. В принципе, анализируя сложившуюся ситуацию, можно констатировать, что именно так все и произошло. Только от «дел» стало лучше не гражданам края, бизнесменам и государственным органам, а частной фирме родом из Самары. Посмотрим перечень руководителей нового регоператора и его подрядчиков:

1. ООО «Хабавтотранс ДВ» ИНН 2723187548, Учредитель и директор рег оператора Дунисов В.П.-ИНН 631103845938;
2. Директор ООО «Норма» ИНН 6319242598 Конюшенко Сергей Владимирович, Учредитель Норматова Оксана Ивановна ИНН 631226386201;
3. Директор ООО «КВАНТ» Юдаев Станислав Михайлович ИНН 6311186084, Учредитель Давыдкина Нина Ивановна ИНН 631407680290;
4. Учредитель и директор Авдеев Алексей Юрьевич – ООО «ДАКАНТ» ИНН6311181470.
5. Учредитель и директор Волков Евгений Евгеньевич – ООО «ТРАНСКОМ» ИНН 6318022744.

Местные операторы, которые годами работали в этой сфере, полностью исчезли вместе со своими активами, техникой, работниками и соответственно платежами в бюджеты всех уровней. Осталось только АО «Спецавтохозяйство», руководитель которого имея всю технику, производственные и финансовые возможности, пошел на субподряд к самарским ребятам на кабальных для себя условиях. А ведь учредителем АО является мэрия г. Хабаровск. Раньше «Спецавтохозяйство» возило ТКО по тарифу 4900 р, а сейчас 2100 р за 1 тонну. Причина столь нелогичных действий очевидно проста — административный ресурс губернатора Дегтярева и коррупционная деятельность директора АО «Спецавтохозяйство», ведь даже никто и не скрывает тот факт, что он был бенефициаром (и до сих пор им является) двух первых регоператоров: ООО «Хабавтотранс» и ООО «ТСК ФЕСТ», которые зарегистрированы и находятся по адресу АО «Спецавтохозяйство» ул. Хабаровская 19. По данному адресу так же находятся и другие взаимосвязанные с ним фирмы — ООО Ресурсавтогаз» (ИНН 2720053850) ,ООО «КИТОН АВТО» ИНН2721086801, ООО «ТСК ФЕСТ» (второй регоператор), ООО «Полигон», ранее ООО «Хабавтотранс» (первый рег оператор), ООО «Эмпирей» ИНН 2721068760, ООО «ТАКТ» ИНН2723209826.

Анализ закупок показывает, что все материальные ресурсы АО «Спецавтохозяйство» приобретает у своих же фирм. Поэтому с такими «подвигами» директор АО «Спецавтохозяйство г. Хабаровска» господин Алексей Изотов, на мой взгляд, мотивирован работать в интересах выходцев из Самары, а не своего города. Тариф в интересах выходцев из Самары в крае поднялся до 840 рублей, то есть вырос на 30% от тарифа ООО «ТСК ФЕСТ». Это при минимальных подсчетах. Соответственно на такой же процент поднялся тариф для граждан, бизнеса Хабаровска и государственных органов. Собственно говоря, о подобной дружбе отрыто говорит и главный бенефициар самарского регоператора «Экоспецресурса» и «самарского» регоператора ООО «Хабавтотранс ДВ», Милеев А.В. который в 2020 и 2022 годах в соц сетях всячески подчеркивал дружеские и теплые отношениях с губернатором и который является депутатом Самарской областной думы.

Мусорная реформа в Хабаровске: факты и цифры

Были неоднократные дружеские визиты в Хабаровск с фотосессиями. Это — открытая всем информация. Однако, от подобной дружбы страдают не только люди, но и бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный. Ведь в зоне № 1 (г. Хабаровск, район им. Лазо) находятся более 1000 организаций и учреждений федерального подчинения.

А теперь к причинам произошедшего театра абсурда, то есть повышения тарифа. Их всего три, четвертую – самарскую дружбу даже не берем во внимание.

Первая причина, фундаментальная — это нормативы накопления ТКО. Начиная от этапа проведения замеров, утверждения и их применения – везде нарушение постановления от 4 апреля 2016 года N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Их несколько сотен, не хватит даже серии статей, чтобы их осветить, но основные всё же перечислю:

замеры должны проводиться 7 дней подряд, более 50% замеров проводились только в течении 5 дней. Хотя в формуле расчета норматива везде фигурирует цифра 7.
отсутствует в более 50% ведомостей, год проведения замеров, отсутствуют подписи ответственных лиц, категории потребителей, указанных в приказе № 18.
замеры произведены в малозаселенных и удаленных районах Хабаровского края, а применяют их в г. Хабаровске, в котором по непонятным причинам они вообще не производились.
в зоне №1 (г.Хабаровск и район им.Лазо) замеры производились только в п.Переяславка, хотя законом предусмотрено 2-3 точки проведения замеров.

Вторая причина — расчет образования ТКО. Для них нужно применение нормативов накопления ТКО, как это делается во всех субъектах России, но только, к сожалению, не в Хабаровском крае. В местной территориальной схеме указаны только адреса потребителей и итог, взятый самопроизвольно по народному принципу трех «П» — пол-палец-потолок, ведь чиновники тоже люди и имеют право на ошибки. Но за свои ошибки они ответственности не несут, переложив их на плечи жителей г. Хабаровска и района им. Лазо.

В продолжение темы отсутствия элементарного здравого смысла в расчетах объемов образования обращает на себя тот факт, что расчетный объем превышает в 2 раза фактический объем. Фактический объем взят из отдела по статистике

Стоимостью данной справки всего 500 рублей. Допускаю, что у краевых властей не нашлось таких огромных сумм для выявления истины при утверждении тарифов, которые они обещали снизить. Но данная информация есть в открытых источниках статистической информации в сети интернет, которые размещаются в мае каждый год, на основании экологических отчетов. Фактический объем ТКО составляет не более 100 тыс тонн. в год. И этот факт уже позволяет снизить имеющийся тариф в 2 раза, и он не превысит 400 рублей за 1 тонну. Ведь местные операторы работали исходя из цифры 500 рублей за 1 тонну ТКО. И для них, и для потребителей данная сумма являлась выгодной. Для самарских масштабов этого недостаточно. Я внимательно изучал тарифное дело и ужаснулся от масштабов фальсификаций, элементарного обмана и безответственности местных чиновников, которые утверждали эти бессовестные и бесчестные тарифы. Вот некоторые факты:

-в тариф включены расходы на 141 мусоровоз. А по факту их не более 89 ед. (из ответа Мин ЖКХ);
— в тариф включена зарплата 236 водителей и 236 грузовиков. А по факту на 89 мусоровозов более 100 и не надо.

Зачем это сделано? Ответ пусть остается на совести чиновников и самарских коммерсантов.

Далее еще интереснее. В тарифном деле, соглашении и схеме потока ТКО указано расстояние от потребителя до полигона, которое составляет 70 км. Но здесь я (да, и не только я) столкнулся с противоречивостью краевых и городских властей. Мин ЖКХ и прокуратура утверждают, что ТКО транспортируется напрямую от потребителя до полигона.

Городские чиновники – от потребителя до МПС «Северный», где ТКО прессуются уменьшаясь в объеме более чем в 4 раза, и уже потом транспортируются не мусоровозами, а фурами Вольво. Таков был официальный ответ на мой запрос в мэрию Хабаровска. Да я и сам посетил МПС «Северный», провел фото и видео съемку и убедился, что действительно, в реальности мусоровозы выгружаются на «Северном», далее ТКО прессуется и загружаются в 40-футовые контейнеры на фурах «Вольво» и далее отвозятся на полигон им. Лазо для захоронения. Так какой же официальный орган говорит ложь? Ведь в официальных бумагах они друг другу явно противоречат.

Мусорная реформа в Хабаровске: факты и цифры

В одну такую фуру вмещается примерно 6 мусоровозов. Экономия на логистике впечатляет, но платят за эту экономию из своих карманов граждане Хабаровска, бизнес и государственные бюджеты всех уровней. В огромном плюсе только частная фирма с самарскими корнями. Ну и весьма вероятно — чиновники, иного логического объяснения таких чудес просто нет. Я склонен, не смотря на все заверения Мин ЖКХ края, верить всё-таки городским властям, так как сам лично присутствовал на МПС «Северная», и не только лицезрел, но и фиксировал, как объект, которого нет в тарифе, в схеме потока и соглашении, работает в полном режиме. Но почему нельзя было включить в соглашение и тариф, и экономию от его применения дать людям, бизнесу и государству через снижение тарифа? Тем более, что МПС «Северная» — это не частная лавочка. Она построена за счет городского бюджета, то есть средств жителей Хабаровска, и сейчас они имеют полное право на своем кармане ощутить это сладостное и обещанное губернаторское «хорошо, но чуть позже».

Вообще-то, с этим объектом, который принадлежит АО «Спецавтохозяйство», происходят весьма интересные вещи. Помимо того, что он является объектом прессования, он также является объектом сортировки. Но тариф на сортировку господин Изотов не утверждает. Он красноречиво во всех СМИ утверждает, что сортировка – это убыток, да и лишнее это всё, не нужное. Но наш Президент четко определил главную цель мусорной реформы – увеличение доли сортированного мусора до 70% к 2024 году. Это приоритетная цель национального проекта «Экология». И почему господин Изотов относится к указаниям Владимира Путина иначе – не понятно. Ему и регоператору также идти в разрез решению Президента, к сожалению, помогают чиновники Мин ЖКХ. Они полностью, вплоть до 2025 года, исключили сортировку ТКО. Хотя, из всех регионов, Хабаровск является самым подготовленным к реализации поручения Президента. Вся инфраструктура была построена и подготовлена, никому не надо было вкладывать ни копейки. В Хабаровске еще до реализации мусорной реформы за счет средств бюджета по мировым стандартам и технологиям были построены два современных комплекса — МПС «Северная» и МПС «Южная». На эти цели были истрачены более 1,5 миллиарда рублей. Идеальнейшие условия для повышения уровня сортировки. Говоря про убыток сортировки, я частично согласен с господином Изотовым. Логистика, транспортные плечи и высокие дальневосточные тарифы способствуют убытку. Но если взглянуть глубже, это совсем не так. Затраты на сортировку включены в тариф и потребитель все возмещает. Механизм проработан идеально, и неплохо показал себя во многих других регионах. В том же Хабаровске уже утвержденный тариф на сортировке МПС «Южная» составляет 1284 рублей за 1 тонну, против 1000 рублей за утилизацию. Да, для потребителя это дороже, но с учетом сокращения пробега до полигона 70 км в одну сторону на МПС «Северный» и МПС «Южный» (20 км.) потребитель в итоге заплатит меньше. И овцы целы и волки сыты. Но в Хабаровске почему-то все абсолютно извратили — сытыми оказались одни только волки. Хотя региональная программа, территориальная схема формально полностью разукрашены под цели, поставленные Президентом, это и порождает колоссальный уровень цинизма чиновников. По бумагам Хабаровск — лидер по сортировке в РФ. В реальности — сортировка отсутствует полностью, а построенные миллиардные объекты или простаивают, или работают в интересах частных фирм.

Следующее волшебство, связанное с МПС «Северная» — это странная продажа всех своих тягачей «Вольво» с полуприцепами частной фирме ООО «Ресурсгазавто», причем буквально за копейки. И в очередной раз адрес у продавца и покупателя один — улица Хабаровская 19. Интересен факт, как сейчас используются эти Вольво. А они используются. Закономерен вопрос: «Зачем господину Изотову выводить активы и имущество АО на подконтрольные фирмы? Вопросов хватает так же, как и «брони» со стороны власти для него. Взаимовыручка полная. Но в этом должны разбираться компетентные органы, если, конечно, они захотят. Но сомневаюсь, уж очень запутано все в Хабаровском крае.

Третий вопрос — он самый интересный. Финал получился потрясающим по задумке, но пока достаточно сложным в понимании. Не обладая экономическими знаниями, терминами и методиками бухгалтерских расчетов, экономическими нюансами утверждения тарифа, я также, как и многие Хабаровчане не понимаю полный бред произошедшего в Хабаровске и задаюсь вопросом – как?

В 2020 г. контракт у ООО «ТСК ФЕСТ» (местный и прежний регоператор) был на 10 лет стоимостью 13,3 млрд, в 2021 году. Контракт у ООО «Хабавтотранс ДВ» (самарский и действующий регоператор) на 10 лет стоимостью 11,5 млрд руб. Условия абсолютно одинаковые. Показано снижение на 2 млрд. Но почему тарифы повысились более чем на 30%? Ведь сумма контракта снизилась. Тогда и тариф должен снизиться. Ведь это логично, правильно и законно.Сказать честно, никто понять не может сути подобного «волшебства», это противоречит всем законам формальной логики. Реальность такова:

-контракт на 11,5 млрд на 10 лет;
-годовая стоимость контракта 11,5 млрд : 10 = 1,155 млрд в год;
-ежегодный тариф 1,15 : 205 тыс. тонн ТКО = 5,6 тыс. руб. за 1 тн.

По бумагам все «хорошо», а на деле математическое чудо-чудное, тарифы в 2022 году уже 6,6 тысяч рублей за тонну, то есть на 1 тысячу рублей больше положенного по контракту.

С 01.12.022 уже 7,1 тыс. рублей за 1 тонну- уже на 1,5 тыс. рублей больше) и так — все дальше и больше. Хотя сумма контракта является твердой и не может повышаться, тарифы растут как грибы в дальневосточной тайге. А где компетентные и контрольно-надзорные органы? На мой взгляд,Мин ЖКХ просто создал «лес» из некомпетентности, непрофессионализма, безответственности, равнодушия, безразличия, обмана, лжи, лицемерия. И за всем этим спокойно наблюдают контрольно-надзорные органы. Я изучал десятки ответов прокуратур различных уровней, и все они как один написаны под копирку Мин ЖКХ, имеют один смысл– все хорошо. Я очень рад за чиновников и прокуроров. Хорошо, когда у них всё хорошо. Но у людей не совсем. Я изучал сотни обращений граждан, бизнесменов и общественных организаций, смысл был один – разобраться и провести хотя бы одну объективную проверку произошедшего «волшебства» в этом «лесу», взращенным краевыми властями. Ведь для этого и существуют прокуратуры, «око Государево». Их основная компетенция – защита законных интересов граждан и строгое соблюдение законов РФ. ФАС Хабаровска отправил обращение в федеральный, а тот спускает документ обратно местным органам. Но местные и федеральные органы тарифного регулирования и контроля так и не отреагировали на сигналы, исходящие от людей. Прокуратуры разных уровней, Мин ЖКХ, комитет по ценам и тарифам приводят множество различных и, на мой взгляд «высосанных из пальца» причин повышения тарифов, но в реальности факты остаются непроверенными.

Надеюсь, что многочисленные компетентные органы, обязанные делать это, все же начнут не формальную работу по оправданию творящихся безобразий, а настоящую, результативную, которая на фоне СВО и как никогда необходимого сейчас гражданского единения и взаимопомощи, взаимопонимания, взаимной заботы и взаимоуважения является единственным условием по настоящему духовной мобилизацией всего нашего общества, консолидации и установления должного уровня доверия между властью и обществом.

Ведь все действия нашего Президента направлены на один единственный посыл – власть для народа, а не для решения своих узко корыстных задач. В завершение хочу сообщить, что в целях защиты законных и экономических интересов жителей Хабаровского края МОО «Национальный Комитет Общественного Контроля» и Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия -Патриоты -За правду» организовала проведение трех спец.экспертиз по следующим вопросам:

1. Обоснованность установленных нормативов накопления ТКО
2. Объективность и правильность значений расчетных объемов образования ТКО.
3. Правильность расчетов тарифов.

Результаты всех трех независимых экспертиз, которые проводили разные эксперты, полностью подтвердили неадекватность нормативов накопления во всех 19 зонах Хабаровского края, неправомерность установленных расчетных объемов в зоне №1 и значительное завышение тарифов.

Результаты проведенных экспертиз будут размещены в открытом доступе для того, чтобы жители Хабаровского края, а особенно г.Хабаровска и района им.Лазо, знали где и как нарушаются их законные интересы.

Александр Никишин