Додумались наконец-то! Какую идею большевиков начинают внедрять в России
Сначала — факт. В 1988 году число зарегистрированных патентов на технологии достигало 90 тысяч – и это на закате Советского Союза и за год. Сегодня этот показатель снизился почти втрое. Прошло, на минуточку, уже 30 с лишним лет. Но показатели только ухудшаются.
При этом задуманный изобретательский центр «Роснано», через который Чубайс прокачал миллиарды, вот-вот закроется.
А те же беспилотники в свое время были названы «технологиями, на заслуживающими большого внимания».
И все это происходит в стране, предшественницей которой является та, где первым полетели в космосе — уже через 16 лет после чудовищной и разрушительной войны.
Так почему нам это удалось в СССР? Почему столько зарегистрированных патентов были именнно в той нашей стране? Да, в СССР были трудности и проблемы, но у большевиков была четкая внутренняя установка — они «играли в долгую» и настаивали на одном – самодостаточности и технологическом первенстве с опорой на собственные ресурсы.
И вот в прошлом году Минэкономразвития наконец-то вспомнил советский опыт и спустя более 90 лет разработал проект постановления — «Возродить движение рационализаторов».
Советские власти пришли к этой идее еще в 1920-х годах. Сверху спустили указ – на каждом предприятии формировать отдел, изучающий идеи по оптимизации производственных процессов, улучшению технологий и выпускаемой продукции. Свои соображения мог высказать любой – начиная с инженера, заканчивая простым рабочим.
Приведу пример. В годы войны движение рационализаторов достигло таких масштабов, что при разработке и модернизации Т-34 было учтено свыше 13 тысяч предложений. В результате получился один из лучших танков того времени.
Что мы имеем сегодня? Предприятия на научные разработки тратят унизительно мало, главное — подороже продать уже имеющийся продукт и получить по итогам года побольше дивидендов. А к мнению трудящихся сотрудников едва ли кто прислушивается. Обратной связи никакой.
Может быть теперь — с введением этого поставновления — что-то изменится?
А министерства и чиновники? Кто будет рационализировать их бюрократическую работу? Я бы вообще предложил, чтобы это делали регулярно народ и экспертное сообщество. Мы бы тогда понимали, что они не просто просиживают штаны.
Вот, например, сейчас на ТВ идет бесконечное количество политических экспертных программ. А почему все они сводятся лишь к тому, что поговорили — и разошлись?! В наш стремительно меняющийся век пора из такого интерактива выжимать максимальную пользу для общества.
Вот пригласили, допустим, министра строительства и ЖКХ Ирека Файзулина — многие наверняка даже не знают, кто это, хотя «главный по ЖКХ» должен входить в каждый российский дом едва ли не ежедневно. Пригласили на встречу с ним экспертов, задали самые популярные вопросы от телезрителей… Ну, допустим, сколько мы еще будем переводить бумагу, нервы и силы, оплачивая ежемесячно целый ворох бумаг — от Управлящей компании, Теплосети, Водоканала, Облэнерго, за вывоз мусора, за телефон, интернет, антенны, чип от входной двери… Нервы и силы — потому что некоторые бумажки не приходят и за ними надо бегать с высунутым языком. Или звонить туда, куда никогда не дозвонишься. Почему все не сделать в одной, как раньше?
Обсудили. Поговорили. Если Министра убедили, то уже завтра мы ждем его управленческих решений. Не куча писем в разные иные «министерства времени», в котором работал герой Леонида Филатова из фильма «Забытая мелодия для флейты», а конкретных устанавливающих приказов и доументов.
Или, например, ежедневные актуальные голосования на порталах министерств и ведомств. Проголосовал народ так-то — будьте любезны, примите это решение!
Вот только благодаря такому «рационализаторству» в бюрократической машине государства мы сможем двигаться вместе со временем. Иначе всегда решения будут приниматься тогда, когда они наполовину уже устарели. Или год будем ждать Прямой линии с Президентом…