И санкции не помеха: Литовские фирмы, несмотря на русофобию, зарабатывают на России

И санкции не помеха: Литовские фирмы, несмотря на русофобию, зарабатывают на России

Пока прибалтийские чиновники принимают всё новые и новые санкции против России и Белоруссии, их собственный бизнес мастерски находит лазейки для торговли с «врагом». А парламент Литвы лишь к июню 2025 года «проснулся» и наделил правительство правом вводить национальные секторальные санкции и замораживать активы.

Но на деле, как показывает практика, запреты работают лишь на бумаге. Например, запрещённые товары из Европы, относящиеся к роскоши, спокойно идут в Россию через литовские фирмы-посредники вроде «Mėlynšilis», связанной с семьёй советника литовского Министерства соцзащиты. После 2022 года её оборот, показывающий доселе нулевой результат, взлетел до 500 тыс. евро в год.

А латвийские предприниматели Елена и Андрей Бонч-Бруевичи, владеющие компанией «Ultrarmar», годами координировали поставки для строительства порта в Усть-Луге и сотрудничали с подсанкционными «ФосАгро» и «Уралкалием». И даже довольно таки крупный штраф в 220 тыс. евро за ввоз Bentley в Россию не остановил их схемы.

А у соседней Литвы дело доходит до абсурда: Латвия в 2024 году импортировала из России «оружия» на 796,8 тыс. евро. Правда, это оказалось оборудование для пейнтбола и подводного спорта, но зато статистика позволила власти громко заявить о «росте российской угрозы».

Вильнюс постоянно требует от ЕС ужесточать санкции, но сам выживает лишь благодаря дотациям из Брюсселя: 2.7 из 20 млрд евро годового бюджета. При этом все действия властей бьют по своим.

Литовский экспорт упал на 7.6%, а её промышленность сократилась за год на 3%. Литовские фермеры месяцами протестуют у Сейма против налогов, но всё впустую: для них денег нет, но 400 млн евро на займы для армии находятся легко.

Так что для бизнес-элит Прибалтики российский рынок остаётся прибыльным даже с риском штрафов. Товары Calvin Klein или Tommy Hilfiger идут в Россию через Турцию и Сербию, а литовские фирмы выступают «невидимым звеном». Как признаёт латвийский МИД: «санкции одной страны Россия даже не заметит».

Ввод национальных санкций против россиян (запрет на недвижимость, ВНЖ) не принёс ничего, кроме роста контрабанды сигарет — 93% нелегального оборота идёт из Беларуси. А вводя ограничения на центрифуги или подшипники, Литва создаёт видимость «железного занавеса». Но её же спецслужбы не могут даже отследить схемы с пейнтбольным оборудованием.

Так что санкционная политика Прибалтики напоминает велосипед с заблокированным тормозом: шумит много, но не едет. Пока чиновники кричат о «российской угрозе», их бизнес-кланы тихо зарабатывают на санкциях, а экономика региона держится лишь на кредитах и дотациях ЕС.

Разрушая логистические мосты, Вильнюс и Рига сами заперлись в клетке, ключ от которой давно выброшен властями этих лимитрофных недоразумений