Старые «стратеги» снова в бою! Какая из стран обладает самым мощным и эффективным парком дальней боевой авиации
Российская дальняя авиация, после солидного перерыва стала получать новые Ту-160М2. До недавних пор на вооружении было 16 таких машин. Только за последние полгода к ним прибавились ещё две. Фото МО РФ
Обладание флотом дальних бомбардировщиков до сих пор остается одним из самых важных показателей стратегических военных возможностей страны. Таких обладателей, собственно, всего два. При всех успехах Китайской Народной Республики в области боевой авиации, их лучший на сегодня ракетоносец H-6N , это хоть и глубоко модернизированная, но копия снятого с вооружения советского бомбардировщика Ту-16. А стелс-ракетоносец с межконтинентальной дальностью Н-20 пока только испытывается и неизвестно когда усилит ряды ВВС НОАК.
Так что «в клубе» остаются только Россия и США. У обеих стран, счастливых обладательниц внушительной армады самых разрушительных и смертоносных самолётов в мире, лучшие разработки относятся к эпохе «Холодной войны», а две из них встали на крыло ещё в первое послевоенное десятилетие. Все четыре «стратега» на удивление разные, и ярко олицетворяют национальные школы авиастроения. Американский военный журнал Military Watch Magazine провел своеобразный рейтинг и в итоге пришёл к выводу, что каждый из тяжелых самолётов дальней бомбардировочной авиации по своему шедеврален, признав самым опасным нашего «Белого лебедя».
Экспериментальные полёты одного из первых экземпляров модернизированного Ту-160, с новыми двигателями, электронным и навигационным оборудованием. Таких обещают поставить в ВКС до 50 единиц. Фото МО РФ
Тут надо сразу отметить важную веху. На днях для лётных испытаний в ВКС был передан второй, собранный с нуля экземпляр модернизированного ракетоносца Ту-160 и с работу поступили ещё четыре таких машины. Производство модификации Ту-160М2 пока идёт с заметным опережением прежних планов. Идея Министерства Обороны приобрести полсотни таких машин становится всё более осязаемой. Модифицированные ракетоносцы в дальнейшем будут способны нести до 8 «Кинжалов» или других гиперзвуковых ударных комплексов воздушного базирования.
Новый «Белый лебедь» получит куда большую малозаметность, хотя прятаться от систем ПВО не его главная сильная сторона. Уже существующие ракеты Х-101 так широко испытаны в боях, что в особых рекомендациях не нуждаются. Их ядерные близнецы Х-102, под которые и делались предыдущие поздние модификации Ту-160, ракета хоть и крылатая, но по сути стратегическая. Даже не вылетая за пределы действия собственной ПВО Ту-160 способен держать под прицелом все натовские столицы, кроме Лондона и Лиссабона, и большинство военных баз США в Европе. Если модернизированный «Белый лебедь» получит на вооружение ещё восемь совершенно несбиваемых «Кинжалов», то точно хотя бы на время станет самым опасным самолётом планеты.
Американский именной бомбардировщик В-2 над базой Уайимен, где недавно был замечен подозрительный китайский аэростат. Пока самый дорогой самолёт больше прославился своей ценой, чем боевой эффективностью. Фото USAF
В качестве некого антипода Ту-160 у экспертов из Military Watch Magazine выступает самый новый из действующих «стратегов», взлетевший в последние годы «Холодной войны» «стелс» В-2 Spirit. Этот огромный межконтинентальный «бомбер», построенный по схеме «Летающее крыло» имеет репутацию самого дорогого самолёта в истории мировой авиации, и едва ли кто-то покуситься на это звание в ближайшие десятилетия. Один 20 часовой полёт этой мегаптички стоит побольше годового бюджета какого-нибудь мелкого городка в штате Огайо. Он несколько раз принимал эпизодическое участие в войнах и сейчас в основном применяется для демонстративных действий, вроде недавнего прилёта на территорию Польши.
Как утверждают разработчики из «Northrop Grumman», после недавней модификации «Спирит» вновь стал самым невидимым летательным аппаратом на планете. На это им возражают специалисты концерна «Алмаз-Антей», но разве кого-то в чем-то переубедишь? Его основное оружие — малозаметные крылатые ракеты AGM-158 JASSM. Это очень опасное высокоточное оружие, но всё же пришедшее из той же эпохи, что и сам «Спирит». Любопытно, что ни одна из разрабатываемых гиперзвуковых ракет, ни В-2, ни его сменщику В-21, который даже ещё не летал, не подходит по габаритам. Значит эта история ещё больше затянет введение в строй гиперзвуковых ракет авиационного базирования. Пока функция их носителя возложена на древний Б-52. О нем, как и о его ровеснике и старом противнике Ту-95 мы расскажем в одном из будущих материалов.