ЕС хочет снизить ценовой потолок на нефть: потери окажутся катастрофическими
Эстония призвала Евросоюз снизить уровень потолка цен на российскую нефть. По мнению главы МИД прибалтийского государства Урмаса Рейнсалу, ограничение должно быть ниже, чем рыночная стоимость «черного золота». Страны Старого Света, с большим трудом в конце прошлого года согласовавшие ценовой лимит нашего экспортного сырья, не спешат дать ответ Таллину. Тем не менее, угроза такого решения остается вполне реальной. В свою очередь, России пока «хватает» уже установленного потолка в $60 — из-за значительного снижение нефтегазовых доходов дефицит бюджета достиг в январе рекордного значения почти в 1,8 трлн рублей.
«Установленный потолок для российской нефти сработал и не вызвал глобального топливного кризиса, поэтому разумно понизить его с $60 за баррель», — считает руководитель эстонского дипломатического ведомства. По его словам, реальная цена «черного золота», экспортируемого из нашей страны, ниже установленного уровня, поэтому существует возможность еще больше урезать сырьевые доходы Москвы.
С аналогичным предложением Таллин уже выступал в декабре прошлого года — сразу же после официального решения ЕС о введении «потолка» на российскую нефть. Та резолюция далась европейским странам нелегко — вердикт должен был согласован единогласно, но против его принятия выступала Сербия, открыто симпатизирующая Москве. Впрочем, под давлением остальных участников союза Белграду в итоге пришлось присоединиться к энергетическим санкциям. Несмотря на то, что инициативу Таллина подхватили Польша и Литва, считающие справедливым ограничением «потолок» в $40-50, большинство участников ЕС пока не торопятся открывать новые прения по этому вопросу. В целом Запад, похоже, удовлетворен нынешним лимитом стоимости экспортной нефти из России. По крайней мере, как на днях признался помощник министра финансов США Бен Харрис, у его ведомства нет доказательств попыток нашей страны обойти установленный G7 ценовой потолок.
Москва же категорична в отношении очередных западных топливных санкций. Как заявил зампред правительства Александр Новак, наша страна не будет продавать нефть тем импортерам, которые поддержали введение «потолка». Москва старается показать, что ценовое ограничение не является смертельным приговором для отечественной сырьевой отрасли и экономики в целом — по словам вице-премьера, на сегодняшний день наша страна «полностью реализует весь объем производимого «черного золота». Тем не менее, именно «потолок» вынудил российских производителей сократить в марте свою добычу на 500 тыс баррелей в сутки. Да и казна из-за западных ограничений начинает трещать по швам — в январе, в связи с падением нефтегазовых доходов более чем на 28%, дефицит федерального бюджета достиг рекордной для этого месяца за последние два десятка лет отметки в 1,76 трлн рублей.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, на самом деле идея снизить потолок цен на нефть из России исходит не от Таллина, представители которого только ее озвучивают. Этот шаг уже не раз анонсировал Белый дом, настаивая на том, чтобы положительное решение на этот счет быть принято не позднее марта. В настоящее время средняя стоимость российского «черного золота» составляет примерно $50 за баррель, при котировках эталонной марки Brent выше $80. До введения санкций российский сорт Urals торговался со скидкой в размере $2-4 к североморскому эталону, а сейчас дисконт превышает $30. Такие существенные уступки покупателям приводят к заметным финансовым потерям.
Как полагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, после нового закона о налогообложении нефтяной отрасли, предусматривающего ограничение размера дисконта зарубежным покупателям углеводородов, скидки, скорее всего, окажутся скромнее. Тем не менее, нашим нефтяным компаниям все же придется предоставлять бонусы новым клиентам, таким как Индия и Китай. Дисконт будет необходим для более успешной конкуренции с ближневосточными добывающими державами, в первую очередь, с Саудовской Аравией, которая постоянно борется с нашей страной за первенство по продаже «черного золота» той же Поднебесной.
«Даже с учетом скидок и экспортных пошлин, цена Urals в $50 позволяет нашим нефтяным компаниям получать не менее $5 прибыли с каждого проданного за границу барреля», — подсчитала эксперт. Однако на такие доходы можно рассчитывать при прежней географии зарубежных поставок углеводородов, то есть, при экспорте сырья на европейский рынок. Смена торгового вектора в сторону Азии грозит снижением выручки до минимума. Нельзя забывать о значительном повышении затрат на транспортировку углеводородов до конечного потребителя, считает Мильчакова. В результате введения эмбарго экспорт нефти из нашей страны, половина которого ранее поступала в государства Старого Света, теперь в большей степени переориентирован на Азиатско-Тихоокеанский регион. Средняя дальность перевозки российских энергоресурсов на нефтеналивных танкерах из балтийских портов увеличилась втрое — с 5 тыс до 15 тыс километров. Выросли также и ставки фрахта специализированных грузовых кораблей: если еще летом прошлого года можно было арендовать средний по размерам танкер для поставок сырья из Балтийского моря в Индию всего за $9 млн, то теперь за аналогичный рейд приходится выкладывать не менее $15 млн.
В бюджете России заложена среднегодовая цена на нефть на уровне $70, соответственно на каждой проданной «бочке» сырья наша страна уже сейчас теряет около $20. Только в январе нефтяные доходы казны из-за недополученных налоговых поступлений оказались более чем на 50 млрд рублей меньше запланированного уровня. В феврале, после введения эмбарго ЕС на российские нефтепродукты, Минфин прогнозирует сокращение этой статьи доходов на уровне 108 млрд рублей. «Если же коллективный Запад все-таки снизит ценовой «потолок», а угроза такого решения остается в силе, то средняя стоимость Urals может упасть до $40 за баррель, а дыры в бюджете увеличатся чуть ли не до катастрофического уровня», — предупреждает Артем Деев.
Николай Макеев