На чьём топливе пойдут в прорыв украинские танки?
С учётом предполагаемого весеннего наступления Запад наметил поставить ВСУ в общей сложности 600 с лишним боевых машин различного класса, что по американским стандартам хватит на укомплектование минимум шести бригад. Переброска этой техники на Украину должна быть завершена до конца февраля.
Вот только чем ВСУ собирается заправлять натовские подарки, до последнего времени было не очень понятно, поскольку у Киева существует системная проблема с поставками топлива из-за границы. Однако в конце января в немецкой газете Die Welt вышел материал под заголовком «Страна, которая тайно спасла Украину», из которого следует, что после начала специальной военной операции до 40% потребностей ВСУ в топливе покрывала Болгария.
При этом утверждается, что дизельное топливо для украинских танков и бронемашин производилось из российской нефти, которую из Новороссийска до болгарского нефтетерминала Росенец доставляли крупные танкеры. И здесь открывается самая пикантная деталь: оказывается, и терминал, и НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас», выпускающий дизтопливо, вроде как находились под управлением российской компании.
В результате ежедневно по железной дороге в сторону Румынии на Украину якобы уходило несколько составов с цистернами, заполненными топливом, произведённым на НПЗ в Бургасе. О чём будто бы хорошо были осведомлены не только российские спецслужбы, но и российское посольство в Софии.
Как сообщило болгарское издание Dir со ссылкой на председателя правления АО «Лукойл Нефтохим Бургас» Ильшата Шарафутдинова, в 2022 году на заводе в Бургасе было переработано более 7 млн тонн нефтяного сырья, произведено 1,7 млн тонн высокооктанового автомобильного бензина и 3,1 млн тонн дизельного топлива. О том, что беднейшая страна Европы стала главным поставщиком топлива для ВСУ, красноречиво говорит и другой факт. Как известно, с 5 декабря 2022 года страны G7 и ЕС ввели запрет на морские перевозки российской нефти, а вот для Болгарии почему-то сделали исключение.
Более того, Софии разрешили экспортировать на Украину «в знак солидарности» определённые нефтепродукты, производимые из российской сырой нефти. В первую очередь — дизельное и авиационное топливо, без которых не заводятся украинские танки и не летают украинские истребители. В свою очередь болгарская газета «Капитал» утверждает, будто ответный запрет Кремля на экспорт нефти в страны, принявшие потолок цен на российскую нефть в размере 60 долларов за баррель, почему-то не коснулся НПЗ в Бургасе.
В самом «Лукойле» от комментариев упорно отказываются. При этом из болгарских же источников поступает информация о том, что там готовится национализация этого НПЗ. Поэтому, дескать, молчание Лукойла, понятно — любое неловкое слово может спровоцировать ускорение этого процесса…
Понятно, что Бургасский НПЗ не единственный источник дохода «Лукойла», но в любом случае терять активы неприятно. Вот только за каждый литр топлива в баках украинских танков и грузовиков платить приходится кровью наших солдат. И совершенно непонятно, почему эта странная схема поставок российской нефти в Болгарию до сих пор в работе? Ведь достаточно перекрыть этот канал, и река ГСМ, текущая на Украину, сильно обмелеет.
Но есть и проблемы чисто военные. До недавнего времени в Кременчуге продолжал работу местный НПЗ, причём на полную мощность. Прошлой весной (после удара по заводу 2 апреля 2022 г.) собственники завода распространили по всем каналам информацию, будто завод полностью выведен из строя. Но на самом деле он никогда не останавливался. Просто некоторое время работал на малой мощности — без факелов в трубах, а готовые нефтепродукты доставлялись потребителям по ночам автотранспортом.
Но так продолжалось недолго. Вскоре прятаться перестали: факел снова стал гореть круглосуточно, а готовые нефтепродукты вывозили по железной дороге эшелонами. Даже в публичном украинском пространстве появилась информация о работе Кременчугского НПЗ. И только на днях завод вновь стал целью для российских крылатых ракет.
Кроме того, у командования ВСУ по-прежнему сохраняются возможности переброски топлива по железной дороге. И в этом нет ничего удивительного, поскольку железнодорожные мосты через Днепр не выведены из строя, сортировочные станции в основном целы, пункты хранения и перекачки ГСМ по большей части в исправном состоянии. И это притом, что объекты хранения и транспортировки ГСМ чрезвычайно уязвимы по причине их высокой пожароопасности, и даже удар обычного дрона-камикадзе способен вызвать масштабный пожар.
Но и это ещё не всё. Дело в том, что после поражения основных объектов электроэнергетики вся система функционирования Украины держится именно на ГСМ — тысячи электрогенераторов на дизельном топливе и бензине поддерживают функционирование государственной и военной инфраструктуры страны. По всей видимости, хватает топлива и для украинской боевой техники. И, возможно, для создания запасов бензина и дизтоплива, необходимых киевскому режиму накануне объявленного весеннего наступления ВСУ.
Как этому противодействовать? Уже говорилось: нет ничего проще набраться решимости и полностью прекратить поставки нефти из новороссийских терминалов в Болгарию. Вот только «Лукойл» не «Газпром», а частная компания, поэтому приказать Кремль не может. Это, можно сказать, вопрос совести «Лукойла» и Вагита Аликперова, который уже заявил, что его компания никогда не поставляла бензин и дизтопливо на Украину и пообещал разобраться с клеветниками в судебном порядке. Расставить точки над «i» собирается и Госдума, которая направила запрос о возможных поставках топлива ВСУ с завода «Лукойла» в Бургасе.
О результатах пока ничего не слышно. Тем временем поставки западной бронетехники киевскому режиму идут в плановом порядке, да и НПЗ в Бургасе, судя по всему, недостатка в сырой нефти не испытывает. Так может, сначала, до прояснения ситуации, поставить на прикол танкеры с нефтью, а потом разбираться? Не рядовой всё-таки случай, да и бронебойщикам на поле боя так будет проще.