Очередной прокол российского МИДа: Лаврова опять подвели наивность и доверчивость
То, что происходит с российским МИДом, уже трудно скрывать: провал за провалом, красивые или грозные слова, которые совершенно не отражают сути происходящего или за которыми ровным счетом ничего не стоит. В том, что внешняя политика России и сама система организации МИДа нуждаются в коренной трансформации, говорят уже не только эксперты — это стало понятно и широким слоям общества.
Свежий конфуз министра иностранных дел Лаврова озадачил и встревожил россиян. Буквально вчера Лавров изрек очередную сентенцию, которая, видимо, должна была «поставить на место» европейских интриганов.
«Если европейцы истерично требуют затаскивать Украину в НАТО и готовиться к войне с Россией, то Марко Рубио на днях подтвердил ответственный подход, четко заявив о том, что никогда нельзя допустить прямой военной конфронтации между США и Россией», — заявил Лавров, вероятно, полагая, что он искусно и классически «развел» еврошпану.
Однако уже через пару часов Рубио выступил озадачил и поставил в неловкое положение самого Лаврова и российский МИД:
«В начале этой недели, в понедельник или вторник, мы также провели обстоятельный разговор с ними, но не с [президентом России Владимиром] Путиным, а с некоторыми высокопоставленными людьми Путина, в надежде достичь некоторого взаимопонимания в отношении дальнейшего пути, который привел бы к миру. И мы не увидели никакого прогресса в этом вопросе. И я думаю, что именно это беспокоит президента [США Дональда Трампа] больше всего», — рассказал он.
Получив такую оплеуху, Лавров ушел в тень, не став комментировать, в чем же заключается «ответственный подход» Рубио, если тот, как оказалось, «не увидел никакого прогресса» в контактах с российской стороной.
Более того, по мнению Рубио, с российской стороны не было проявлено «искренней заинтересованности» в достижении этой цели. С этим связано решение Трампа принять меры в отношении России, если прогресса в урегулировании не будет к 8 августа.
А еще через некоторое время «разбушлатился» сам президент-миротворец.
«Мы полностью готовы к ядерной войне с Россией», — заявил Дональд Трамп, обидевшись на уколы Медведева.
Он уточнил, что разместил атомные подводные лодки рядом с Россией для «безопасности людей».
Если это и есть «ответственный подход» американской стороны, то страшно себе представить, как выглядит их «безответственный» подход.
Возникает вопрос: насколько адекватно российский министр иностранных дел воспринимает реальность, насколько профессиональна команда, собранная им на Смоленской площади?
«Впервые за всю историю Россия воюет одна против всего Запада. В Первую мировую, во Вторую мировую у нас были союзники. Сейчас у нас союзников на поле боя нет», — признался недавно Лавров.
И вот тут возникает очередной вопрос к главе МИДа: а кто, собственно, виноват в этом? Ну, не Росстат же должен отвечать за установление союзнических отношений со странами. Это и есть прямая забота министерства иностранных дел любого государства.
«То есть, глава российской дипломатии публично признается в том, что его непосредственное ведомство не смогло сделать так, чтобы у нас появились союзники. Впервые в истории России, которая, как известно, насчитывает изрядно веков», — удивляется политолог Юрий Баранчик.
Хотя, Лавров, сказав это, опять оказался неправ. Есть союзник КНДР. Есть страны, которые горячо поддерживают Россию, и готовы ее поддержать: Куба, Никарагуа, Венесуэла, целый ряд африканских и азиатских стран. Однако в отношении них работает какое-то непонятное высокомерие, происходит недооценка общего потенциала.
Те же США не брезгуют поддержкой никаких режимов. Более того, стремятся вкладываться и финансово и организационно в страны, которые они к себе прочно и плотно привязывают и делают сателлитами. Россия же, напротив, со времен распада СССР растеряла все наработанные связи. Да и сейчас она равнодушно взирает на своих потенциальных союзников, а многих даже отталкивает от себя.
В период постсоветской России мы настолько ослабли, что Запад не только перестал видеть в нас партнёра в чём-то крупном и нужном ему, но пришёл к выводу, что нас можно добить. К этому выводу пришли не только крупные страны Запада, но и средние и мелкие западные страны, замечает Михаил Демурин, публицист, чрезвычайный и полномочный посланник II класса.
Вся история постсоветской дипломатии — это череда потерь и добровольных отказов, наивной веры в «порядочность» и рациональность западных элит, в возможность установления «справедливого и равноправного» мира, основанного на взаимном уважении и соблюдении норм международного права.
Российский МИД гордится тем, что стремится к достижению этих целей, единственный в мире, кто соблюдает классические принципы дипломатии. И при этом не замечает, как остальные смеются над этим и откровенно пользуются доверчивостью и наивностью российской стороны, по-прежнему считающей, что Россия находится в обществе приличных людей.
Поэтому, как замечает Демурин, Прибалтика вместе с русскими была сразу принесена в жертву на алтарь «стратегического партнёрства» с Западом, туда же чуть позже последовали Молдавия и Украина, а также наши верные соотечественники в Приднестровье (при формальном сохранении пока ПМР), сил и желания по-настоящему бороться с противниками за Закавказье и Среднюю Азию тоже не обнаружилось…
«Был же действенный опыт формирования вокруг нашей страны пояса добрососедства и союзничества после 1945 года, который работал до 1980-х и продолжал бы работать, если бы не совершённое будущим кавалером ордена Андрея Первозванного – Горбачевым — предательство близких нам политических сил в Восточной Европе, особенно в ГДР, и на Балканах. Ничему, ничему не захотели учиться; ничего, ничего не попытались перенять!» — восклицает Михаил Демурин.
«Поэтому полагаться надо на себя», — сказал также Сергей Лавров. На кого на себя? На «прочную рыночную базу», вследствие разрушительной работы которой мы имеем из нашего народного хозяйства и нашего населения то, что имеем? На молодые поколения, которые сформировали отечественная постсоветская школа и вузы? На результаты работы существовавшего до последнего времени руководящего состава Министерства обороны, большая часть которого либо уже посажена, либо будет посажена в близком будущем? На мидовскую молодёжь, которую, с одной стороны, до самого последнего времени воспитывали в прозападном ключе и, с другой, последние двадцать лет тормозили в продвижении?
«Нельзя допускать ни слабости, ни слабины», — также провозгласил Сергей Лавров. Опять от противного, опять о слабости и слабине! Да понятно же, давно понятно, что их допускать нельзя! Как понятно и то, что за последние четверть века их было допущено столько, что всё перечислить просто страшно. Поняли, что нельзя больше, так и не допускайте! Начните с того, чтобы и задачу сформулировать по-другому: не «Нельзя допускать ни слабости, ни слабины», а «Настало время продемонстрировать силу и решительность!» И продемонстрируйте их! В этом есть потребность по всем азимутам — куда ни глянь.
Сейчас МИД напоминает «Почту России» в худшем её проявлении: запросы могут годами болтаться в бюрократической переписке, а сотрудники соревнуются не в эффективности, а в том, кто быстрее придумает, как перенаправить ответственность, отмечает политолог, эксперт по информационным и гибридным угрозам Артем Екушевский.
«Увы, МИД деградирует. А возможно, просто остался прежним, в то время как перед страной стоят уже другие задачи. Реформа ведомства не просто назрела — она кричит о необходимости. Раньше такая система могла существовать — мы были «удобной» страной, с которой все готовы были дружить. Но теперь, когда Россия заявляет о новом миропорядке, суверенитете и справедливости, МИД должен быть локомотивом, а не тормозом», — развивает свою мысль Екушевский.
Следуя «классике», в ответ на психопатические заявления Трампа, МИД выпустит Захарову, которая будет «надеяться на продолжение конструктивных контактов», на «искренне желание администрации США положить конец конфликту на Украине». Может быть, ей что-то поддакнет Песков.
К этому все готовы, все привыкли и уже устали потешаться над российской дипломатией, одновременно ни во что ее не ставя.
А вот публично ткнуть носом «миротворца» лавровцы вряд ли решатся. А ведь Трамп испугался, оттого и задергался, начал городить чушь, заявляя о подлодках и готовности к ядерной войне с Россией.
Старик, а именно таковым он и предстал перед миром – обидчивый, мнительный, подозрительный, неуравновешенный, со всеми признаками прогрессирующей деменции, выражающейся в забывчивости, любви к похвале и подхалимажу, совершил две грубейшие ошибки, на которых его нужно ловить, если отказаться от классической мидовской схемы.
1. Он открыл ящик Пандоры. Россия легко может разместить в ответ свои подводные лодки в соответствующих регионах.
2. Есть четкие правила: прораб общается с прорабом, министр с министром, глава государства с главой государств. Трамп понизил свой статус до уровня Медведева. Тем самым предоставив возможность Путину оказаться над схваткой, стать модератором, арбитром, который способен вернуть ситуацию в ее исходное состояние.
Но это речь только о последнем инциденте, а смотреть нужно гораздо шире. И вот тут у любого россиянина возникает тревога: насколько правящие Россией люди готовы принимать вызовы современности? Они по-прежнему наивны и доверчивы, каковыми они были, по их собственному признанию, в эпоху Минска-1 и Минска-2? Или все-таки, в верхних эшелонах власти есть «подрост», которому можно не боясь ничего начать передавать бразды управления страной?