Литва дождалась, Евросоюз наложил санкции на белорусские удобрения и нефтепродукты. В Литве нехорошие ожидания
В Литве с тревогой восприняли введённые в ЕС санкции в отношении важных секторов белорусской экономики, включая международную торговлю калийными удобрениями.
- «Потеря белорусского транзита вызовет эффект домино, разрушение цепочки деловых связей, логистических моделей — не только в порту, но и по всей Литве. Проблематичными станут транспортные связи с Украиной, а это сотни тысяч тонн грузов и продукции многих литовских компаний. Это грозит и транспортному взаимодействию с Россией, Центральной Азией — поскольку основную часть данных грузов везут транзитом через территорию Беларуси.»
Эти слова «калийного короля» Литвы — владельца клайпедского терминала сыпучих грузов Biriu kroviniu terminalas (BKT) Игоря Удовицкого, показывают насколько литовский бизнес ошарашен решением Евросоюза ввести санкции против белорусских удобрений и нефтепродуктов.
То, что не успели доделать сама Белоруссия вместе с Россией, успешно помогает завершить Европа.А ведь не верили никому считали, что транзиту удобрений ничего не грозит и Белоруссия никуда не денется из Клайпеды.
Наоборот, в прошлом году радовались выросшему грузообороту и свято верили, что так будет всегда. Ведь в прошлом году BKT перевалило почти 10,9 млн тонн грузов. 98% из них были удобрениями «Беларуськалия», которому принадлежат 30% акций терминала.
Тот же Удовицкий ещё недавно в марте 2021 года заявлял, что раз «Беларуськалий» и и российские производители удобрений являются конкурентами, то Белоруссия не будет ставить себя в невыгодные условия и не будет уходить из Клайпеды. Теперь придётся.
Теперь хозяин терминала жалуется:
- «Санкции на белорусский транзит — это санкции в отношении экономики Литвы. Поскольку другие страны ЕС, за исключением Латвии, возможно и не пострадают»
А вот глава контейнерного терминала Клайпеды Вайдотас Шилейку вообще в панике. По его словам, санкции Евросоюза против Белоруссии приведут к настоящей катастрофе в литовском транзите, ведь в этом регионе больше нет свободных грузов, которые можно переманить.
Когда пишешь об развале какой нибудь отрасли в Прибалтике, сразу прибегают комментаторы и с простынями графиков и цифр, начинают доказывать, что у них всё в шоколаде и экономика в порядке, и народ благоденствует.
А в России, мол, столько лет говорят о скором распаде или «загнивании» Запада, а воз и ныне там. Ну а кто думал, что СССР распадётся? А кто предполагал, что над Британией «зайдёт солнце»? Ведь процесс этот не скорый, но он уже начался и движется к своему завершению.
А то, что Литва сама себе создаёт проблемы — не секрет. Вот и сейчас премьер-министр страны Ингрида Шимоните признала, что Литва может понести серьезные убытки, но несмотря ни на что , официальный Вильнюс поддержит решение Брюсселя.
А ведь на долю ЕС в прошлогодних поставках калийных удобрений пришлось немногим более 8% этого продукта. Этот
объем Белоруссия вскорости заместит поставками в Китай и Индию, а главной проигравшей останется Литва, из Клайпедского порта которой белорусский калий хлористый может уйти навсегда.
Помнится, сразу же после скандала с посадкой самолёта и арестом Протасевича, Литва сама выступила с предложением к ЕС ввести санкции против Белоруссии. Кто бы мог подумать, что дело так обернётся.