Самая страшная резня в первые дни войны произошла в Каунасе: литовские националисты выместили зло на своих соседях
После ухода Красной Армии из Каунаса литовские националисты начали расправляться со своими соседями: партийными активистами и евреями, которых обвиняли в сотрудничестве с представителями советской власти. Так, 27 июня 1941 года в гараже «Летукиса» в Каунассе литовскими националистами были забиты ломами 52 каунасских еврея.
Из воспоминаний Лаймонаса Норейкаса:
«В июне 1941 года, когда началась война, мы с братом работали в переплетной мастерской. Возвращаясь домой, мы увидели, что на повороте с проспекта Витаутаса стоит толпа. Небольшая толпа, человек, может, пятьдесят. Мы с братом подошли. Мне тогда шел пятнадцатый год, а брату было уже восемнадцать. Я притиснулся к ограде, там была такая плетеная проволочная ограда.
Притиснулся совсем близко. Это был гараж «Летукиса». Три двери, ведущие в гараж, были распахнуты, а двор полон конского навоза. Его было так много — наверное, в этом гараже или немцы, или русские перед отступлением держали коней, и собралось много этого навоза.
У меня прямо перед глазами стоит мужчина, одетый в черное, интеллигентный такой, а другой падает на колени и сгребает этот навоз. А тот интеллигентный лупит его по спине железной штангой и орет: «Норма! Норма! Норма!» А человек собирает этот навоз, навоз у него из рук валится, и тот опять бьет его по спине железной штангой и опять орет: «Норма!»
Я увидел две группы. Один одну забивает, другой — другую. Ужас кромешный. Я больше никуда и не смотрел даже…
И тот человек потом упал и уже не поднялся. Тогда этот взял шланг там, где машины моют, и льет на него воду, и тот начал шевелиться, подниматься… Тогда опять битье, опять навоз и опять: «Норма, норма!»
Гаражные ворота открыты, на земле видны неподвижные люди. А дальше там внутри темно, ничего не видно. У ворот одни люди стоят, другие лежат. Живые? Неживые? Не шевелятся. У меня осталось впечатление, что все они там — и те, кто избивал, и те, кого избивали, — были интеллигентные люди в костюмах, не какие-нибудь рабочие. Крови не видел, только навоз и потоки воды.
В толпе не было ни одобряющих, ни протестующих, все только смотрели, прижавшись к этой ограде. Любопытные. Мы там пробыли, может, десять минут, может, больше… Потом брат взял меня за плечи, оттащил от ограды, и мы пошли домой».
Источник: Ванагайте Р., Зурофф Э. Свои. Путешествие с врагом. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018