Обнести стеной или сжечь ядерным оружием: украинские политики планируют судьбу Донбасса
Пока НАТО пытается закрепиться в Чёрном море, Зеленский и Билецкий решают судьбу Донбасса.
Трудно не увидеть в намеренной провокации британского эсминца и готовящихся масштабных учениях «СиБриз» в Чёрном море явное желание НАТО «попробовать Россию на прочность». Именно этим стремлением руководствовались британцы, когда отправляли «Дефендер» в российские территориальные воды, а окончательное решение принимал сам Борис Джонсон. Можно почти не сомневаться, что когда начнётся «СиБриз» с десятками иностранных военных кораблей, таких «проходов украинскими территориальными водами» (как считают на Западе) будет больше – и тогда российским военным придётся выполнять уже не предупредительные стрельбы и бомбометание… Одним словом, ситуация с позавчерашнего дня стала чревата самым натуральным военным конфликтом.
И так как связка «Крым-Донбасс» является единой в антироссийской повестке, то не менее важно услышать и понять то, что готовится не только на южном, но и на восточном рубеже противостояние России и Запада. Это – тем более важно, поскольку Украина сейчас всеми силами ищет пути не выполнять Минские соглашения, к которым её стали подталкивать США.
24 июня Владимир Зеленский дал интервью каналу «1+1», в котором довольно много внимания уделил донбасскому вопросу. И вдруг совершенно внезапно оказалось, что таинственный «план Б», о котором неоднократно многозначительно намекал Зеленский, уже давно действует, а вообще пора задуматься о «плане С»:
«Что касается альтернативных планов. План «Б» – мы в нем, я считаю, находимся. А те, кто предлагают, например, стену, как план «Б», или план «С» – неважно – стену в любом формате … Стена – это полное расторжение отношений в том или ином виде. Я считаю, что этот план может быть, но решение о запуске этого плана должен принимать народ Украины. За стену будет голосовать народ Украины».
То есть, на первый взгляд Зе готовится к тому, что «отпустить Донбасс», прикрыв это дело референдумом для снятия с себя ответственности за такое не особенно популярное решение. Но!
Но «полное расторжение отношений в том или ином виде» никак на НОРМАЛИЗАЦИЮ не тянет. Получается, что народные республики из категории «сепаратистов», то есть «мятежных, но своих», переходят в разряд «полностью чужих врагов». Фигуральная «стена» мало что добавит к уже существующим почти полностью разорванным отношениям, но наверняка сменится риторика: произойдёт полное расчеловечивание народа неподконтрольной части Донбасса, которые будут уже не как «восточные немцы» или «северные корейцы» для ФРГ и Южной Кореи соответственно, а как просто закоренелые враги, которых не нужно возвращать, реинтегирировать, договариваться и т. п. А нужно просто поступать так, как поступают с безличным врагом. С врагом, который уже никогда не станет другом и соседом.
Подумайте сами, увеличивает такой тренд вероятность большого вооружённого конфликта или уменьшает?
Крайне показательно, что одновременно с интервью Зеленского было сделано ещё одно концептуальное высказывание по донбасской проблеме – неонацистом Андреем Билецким:
«Все заключается в том, либо мы будем к нему готовы и вернем территории, либо ситуация для нас закончится очень плачевно. Наиболее реалистичный сценарий — военно-дипломатический. Что я понимаю под данным значением? Когда Украина модернизирует свою экономику и армию, когда наши вооруженные силы выйдут на новый уровень, возможно, вернут себе ядерное оружие, Киев нанесет противнику мощный удар».
Итак, о людях уже речи нет – но от территорий никто не отказывается. Это, разумеется, касается и Крыма – место хорошее, только люди не те населяют. Ну, это решаемо…
Вызывает опасение то, что разговоры о возобновлении владения ядерным оружием на Украине говорят всё чаще. Об этом высказывался сам Зеленский в феврале этого года: «Если бы в Украине сейчас было ядерное оружие, если бы мы тогда не сделали такую большую ошибку, а я считаю, что это ошибка на сегодня, то не было бы вторжения, и мы имели бы свои территории. Потому что мы всегда могли бы говорить на равных с Российской Федерацией и со всем миром», а в апреле посол Украины в Германии Андрей Мельник пригрозил, что без вступления в НАТО у Украины не остаётся другого выхода, кроме как стать ядерной страной.
Ирония тут, на самом деле, очень мало уместна. Сама по себе технология обогащения урана до оружейного изотопа Украине вполне по силам – есть атомная энергетика, запасы урана, его месторождения, да и не такая уж это сложная технология, которой уже скоро исполнится столетие. За несколько лет какое-то количество урана для нескольких боеголовок сделать можно. И вот тут возникает нешуточная опасность – в отличие от массы прочих стран, у Украины нет нужды в дорогостоящих и высокотехнологичных средствах доставки: ведь противник рядом, «в метре».
Ни межконтинентальные ракеты, ни стратегические бомбардировщики, ни атомные подводные лодки – всё это не нужно. До Крыма и Донбасса через границу банально добьёт ствольная артиллерия, для которой сделают некоторое количество ядерных снарядов по паре килотонн в каждом. В случае доставки заряда на 200-300 километров можно использовать тактические ракеты типа той же «Точки-У» или нового «Грома», или авиацию. И то, и другое для этих штучных, разовых ударов тоже найдётся.
Что получается? Получается плохо.
Получается, что отказ от Минских соглашений и реинтеграции Донбасса окончательно переводит проблему в военную плоскость, а точнее – в её ультимативную, ядерную форму. Так-то и сейчас ВСУ ценой напряжения всех сил могут оккупировать ЛДНР, но боятся вмешательства России. При наличии ядерного оружия в Киеве полагают, что можно будет не бояться.
Рейтинг Зеленского неумолимо падает. С 73 % он опустился, по последним опросам, до 32%. Порошенко же стабильно держит свои 17-18%, не теряя их. Вполне может так случиться, что ещё два года «гениального правления» бывшего комика опустят его куда-то туда, где победа Порошенко и его «партии войны» будет вполне реальной. А это делает риск «атомизации» Украины вполне реальным.
Хуже всего то, что и при Зеленском эта перспектива не так уж невероятна! Все успели бесконечно много раз убедиться, что Вова Александрович хватается за любые идеи – от посадки миллиарда деревьев до президентского университета. Ему лишь бы помасштабнее, поразмашистее! Атомный проект идеально подходит на эту роль. И он явно об этом всерьёз задумывается…
И южный, и восточный рубежи России в перспективе получают новые риски. Комплексное давление на всех направлениях, провокации и балансирование на грани большой войны – такова реальность ближайших месяцев и лет. И характер этих провокаций, судя по «Дефендеру», будет всё более и более наглым.