Битвы за Бахмут и Угледар впишут в учебники
Назначение Валерия Герасимова командующим Объединенной группировкой сил стало исправлением тактических и стратегических ошибок, допущенных в первой фазе спецоперации. Об этом заявил в интервью Newsweek американский генерал Марк Хертлинг, бывший командующий несколькими армиями.
Герасимов налаживает координацию между несколькими командованиями, исходя из основного принципа военной доктрины Карла фон Клаузевица. Клаузевиц впервые провозгласил «единство усилий и целей» как главный принцип любой войны, когда все действующие лица — правительство, его народ, генералы и их солдаты — понимают, «чего они пытаются достичь и как это сделать».
У России — пять главных направлений удара плюс одно оборонительное, Херсонское
Последовательность военных целей теперь, в отличие от первой фазы спецоперации, сформулирована четко. Сейчас наступательная операция охватывает пять основных направлений — Купянское (оперативная группировка войск «Западная»), Красно-Лиманское (группировка «Центр»), Донецком (группировка «Южная»), Южно-Донецкое и Запорожское (группировка «Восток»).
Каждое направление делится на несколько участков прорыва. Скажем, на Донецком направлении такими участками уже несколько месяцев оставались Авдеевский и Марьинский. Авдеевка и Марьинка — это крупные населенные пункты к западу от Донецка, откуда обстреливают мирные города и которые необходимо освободить. Недавно на Донецком направлении добавился и Торецкий участок — к западу от освобожденной Горловки.
Ранее, например, важным было Николаевско-Криворожское направление. Однако после перегруппировки российских войск с правого (западного) берега Днепра в Харьковской области данное направление наступления, естественно, прекратило существование.
Зато важным сейчас остается Херсонское направление. Наступление здесь, конечно, не идет. Продолжаются артиллерийские дуэли с ВСУ: российские войска методично уничтожают огневые точки ВСУ на правом берегу Днепра. В самом Херсоне, а также в Токаревке, Антоновке, Чернобаевке и других селах размещаются американские системы М777, РСЗО «Град», гаубицы «Мста-Б», Д-30 и «Гиацинт-Б», самоходные артиллерийские установки «Гвоздика» и «Акация». А также станции радиоэлектронной борьбы и разведки.
ISW: Россия с начала зимы сохраняет военную инициативу в ЛНР
Зимние месяцы российские войска использовали не только для того, чтобы накопить силы, пишет военный обозреватель Майк Экел из Radio Free Europe. Низкие температуры снизили темп боевых действий, однако российские войска насыщались новой техникой (в том числе самой современной, например, танками Т-90М «Прорыв»), подразделения доукомплектовали за счет мобилизованных, в узловых локациях строили оборонительные сооружения.
После того как было принято политическое решение о весеннем наступлении в войсках стали улучшать координацию. Кроме того, как и завещал Клаузевиц, была ясно и четко сформулирована основная задача — полное освобождение Донбасса (об этом в очередной раз заявил министр обороны Сергей Шойгу 7 марта)
Именно после этого, по признанию американского Института изучения войны (ISW), российские войска быстро вернули себя пошатнувшуюся инициативу. Особенно быстро и решительно — в ЛНР, часть Сватовского района которой была оккупирована. Для наступления в ЛНР российское командование задействовало по меньшей мере три дивизии, пишет Майк Экел.
Наступление на Бахмут, несмотря на происки киевской пропаганды, также развивается удачно — пусть и медленно. Был полностью освобожден Соледар и крупнейшие села (Новолуганское, Парасковеевка, Новогригоровка, Кодема), возвращен контроль над Углегорской ТЭС.
И после освобождения Бахмута российским войскам предстоит деоккупировать другие города района — это Торецк (30 тысяч жителей), Часов Яр (13 тысяч), Светлодарск (12 тысяч), Углегорск (7 тысяч). Все они значительно меньше Бахмута и не имеют такого стратегического значения, что не позволяет ВСУ выстроить здесь такую же многомесячную самоубийственную оборону.
Майк Экел: Угледар — это ключ к сухопутному мосту в Крым
Более сложной задачей, чем освобождение Бахмута будет, конечно, взятие Краматорско-Славянской агломерации. Российские войска уже выдвинулись в этот участок вдоль шоссе, соединяющего северные пригорода Бахмута (уже давно освобожденные) и Славянск. Краматорск — крепкий орешек: в городе с 2015 года был штаб так называемой АТО. Город напичкали военными объектами, в том числе складами боеприпасов. И все это, к сожалению, еще и с эшелонированной обороной.
Не так быстро, как вдоль линии «Сватово — Кременная», инициативу удалось вернуть в Угледаре. Между тем, крошечный 15-тысячный город так же стратегически важен, как 70-тысячный Бахмут, пишет Майк Экел.
Угледар лежит на границе южного и восточного театров военных действий, Он находится к северу от давно освобожденной Павловки и ключевой дороги, которая ведет к автомагистрали, соединяющей Донецк и порт Мариуполь на Азовском море. Таким образом, как Бахмут — это «ключ» к Донбассу, Угледар — это «ключ» к сухопутному мосту через Запорожье в Крым.