Борис Марцинкевич объяснил, почему России ещё понадобится украинская ГТС


Борис Марцинкевич объяснил, почему России ещё понадобится украинская ГТС

США и Германия планируют обсудить компенсацию для Украины при запуске «Северного потока – 2». В содержание договоренностей будет входить обязательства по укреплению энергетической инфраструктуры Украины и компенсации транзитных сборов.

Также стороны будут рассматривать, как ослабить выгоды России после завершения строительства.

«Мы полны решимости посмотреть, сможем ли мы извлечь что-то положительное из сложной ситуации, которую мы унаследовали», – сказал госсекретарь США Энтони Блинкен, который также подчеркнул, что США попытаются «сделать все возможное, чтобы убедиться, что в конечном итоге энергетическая безопасность Европы будет не подорвана, а фактически укреплена».

Главный редактор журнала «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич рассказал «Журналистской правде» о том, как будут идти дела у Украины после завершения строительства СП-2.

«До конца 2024 года договор у Украины уже есть. На сегодняшний день интересы украинской стороны не пострадают от слова совсем. Газпром не будет отказываться от контракта, тем более условия «плати или качай» в нем есть, и даже если прекратить поставки через газотранспортную систему Украины, платить все равно придется.

Читайте «Журправду» в нашем телеграм-канале

Значит, речь идет о некоем плане, который поможет Украине после 2024 года получать экономическую выгоду за счет своей газотранспортной системы. Что для этого нужно? Иметь возможность переговоров с Газпромом, чтобы предложить ему условия транзита, прежде всего, привлекательные для него самого. Это если мы сейчас говорим об экономике, а не политике. Следовательно, необходимо, чтобы газотранспортная система Украины находилась в первичном состоянии, иначе после 2024 года договариваться будет не о чем. Последней технический аудит, который проходил в 2015 году, показал, что до полной модернизации всей газотранспортной системы Украины необходимо порядка 12 миллиардов евро. Исходя из этого нужно что-то думать. Полная сумма модернизации означает, что нужно будет модернизировать весь комплекс. Часть городов Украины запитывается непосредственно с магистральных газопроводов, что никак на транзит не влияет. В ‘том случае, если модернизировать лишь ту часть газотранспортной системы, которая отвечает за транзит (то есть за прокачку газа от границ России с Европейскими государствами) сумма будет значительно меньше. Думаю, в этих пределах какие-либо комбинации можно придумывать.

Может ли подобная сделка вызвать послабление для России?

Простая арифметика. Без учета «Северного потока – 2» «Северный поток – 1» прокачивает 55 млрд кубометров в год, «Ямал-Европа» – 33 млрд. кубометров в год, «Голубой поток» – 16 млрд, но он предназначен только для Турции, тем не менее, «Турецкий поток», грубо говоря, 30 млрд. кубометров. Необходимо еще учитывать «Сияние Севера» – это сеть магистральных газопроводов, которые обеспечивают Прибалтику и Финляндию. Там спрос не сильно велик, но независимо от погоды можно считать, что еще где-то 7 млрд. кубометров на них приходится. В холодные зимы доходит до 10 млрд., когда Финляндия запрашивает. Необходимо все это сложить. Максимальная поставка нашего газа в Европу составляет порядка 200 млрд. То есть, если смотреть от общей стоимости, грубо говоря, нам не хватает. Если «Северный поток – 2» работает на полную мощность, то все в полном порядке. Но следующем летом прекращается добыча на Гронингене – это еще 25 млрд. кубометров. То, что Европа сейчас добывает сама, она перестанет добывать. Без газотранспортной системы Украины мы эти цифру (25 млрд. кубометров) просто потеряем. Зачем тогда России уступать такой кусок рынка?

Впереди также строительство вынужденных газовых электростанций Германии, поскольку они отказываются от угольной генерации, и газификация Польской республики, где 78% электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях. Штрафы за выброс СО2 ежегодно растут. Они будут вынуждены пойти на это не от любви к газу, а от нелюбви платить штрафы. Понятно, что спрос будет увеличиваться. Исходя из этого, газотранспортная система Украины необходима России, чтобы не связываться со строительством «Северного потока – 3,4» и так далее. К сожалению, ЕС как надёжного партнера рассматривать не приходится. Понятно, что Европейские компании с удовольствием смогут построить еще сколько угодно труб, но они прекрасно понимают, что из себя представляет их бюрократическая надстройка, в виде Еврокомиссии, Европарламента и прочего безумия. Так что и Европе выгодно, чтобы газотранспортная система Украины продолжала функционировать в том или ином виде. Ничего личного, просто калькулятор.

Сделка, о которой идёт речь, не ослабит, а увеличит нашу выгоду. Так как продолжение функционирования газотранспортной системы Украины – это увеличение объёмов поставок России».