Минус один завод: США переманили Volkswagen
Volkswagen прервал строительство аккумуляторного завода в Восточной Европе и отдает приоритет аналогичному проекту в США. VW планировал построить в ЕС шесть гигафабрик по выпуску аккумуляторов, что позволило бы VW к 2030 году увеличить долю электромобилей до 50% от продаж, а к 2040 году и вовсе 100%. Теперь на одну фабрику будет меньше.
Дело в том, что Вашингтон предложил VW от 9 до 10 млрд евро субсидий и кредитов в рамка Закона о снижении инфляции (IRA) и других программ. Сейчас VW ждёт, сколько денег предложит ему ЕС за продолжение строительства завода в Европе – Еврокомиссия как раз на следующей неделе обнародует собственный аналог американского Закона о снижении инфляции. Но отраслевые эксперты уже жалуются, что предварительный законопроект не оправдал ожиданий и США предлагают условия лучше. Это вполне ожидаемо: денег у США больше, энергия дешевле, плюс автомобильный рынок привлекательнее и не так зарегулирован.
Tesla, к слову, отказалась от строительства аккумуляторного завода в ФРГ в пользу США ещё в середине сентября 2022 года как раз по причине предоставленных ей налоговых льгот всё по тому же IRA.
В общем, осенью 2022 года ЕС проиграл в деле привлечения иностранных инвестиций, сейчас рискует потерять европейского инвестора. Остановка инвестиционных проектов – первый верный признак того, что начавшаяся в прошлом году деиндустриализация будет для ЕС длительной историей.
А это как раз эффект от подрыва «Северных потоков», а негативные последствия от него ЕС будет ощущать на протяжении долгих лет. В выигрыше будут США, которые будут «обезжиривать» Европу, заодно сливки снимет Китай – его рынок даже привлекательнее американского.