Давид Сасунский — визитная карточка Еревана
Сегодня день рождения народного художника СССР Армянской ССР Ерванда Кочара. В его творческой биографии – известные жанровые композиции, портреты, натюрморты, пространственные картины, монументальное панно «Ужасы войны», созданное под впечатлением «Герники» Пикассо. Среди монументальных скульптур особо выделяются «Орел Звартноца», «Меланхолия», «Муза кибернетики», «Вардан Мамиконян». Однако, самым главным творением его жизни можно назвать величественный памятник «Давиду Сасунскому», который считается одной из визитных карточек армянкой столицы.
В далеком 1939 году в честь 1000-летия армянского эпоса высокая правительственная комиссия решила установить памятник национальному герою перед Ереванским железнодорожным вокзалом, чтобы Давид Сасунский встречал прибывающих в столицу гостей. Учитывая важность задачи, обратились ко многим известным скульпторам, которые отказались от выполнения работ из-за сжатых сроков. Но вернувшийся на родину из Парижа Ерванд Кочар давно мечтал воплотить образ народного героя в скульптуре, а потому просто не мог упустить этот шанс. «Я долго вынашивал образ нашего героя, ждал, когда смогу создать его. Десять веков было в запасе, а мне предложили лишь тогда, когда до юбилея оставалось всего полтора месяца», – вспоминал впоследствии скульптор. Он давно мысленно создал свою композицию, а потому для ее воплощения запросил лишь гипс и одного помощника. В течение восемнадцати дней мастер работал прямо на привокзальной площади. Как и планировалось, гипсовый памятник Давиду Сасунскому был торжественно открыт в Ереване перед Центральным железнодорожным вокзалом в сентябре 1939 года. Несмотря на то, что после юбилея скульптор собирался отлить его в металле, идею пришлось отложить на долгое время. В сложные годы политических репрессий по доносу менее даровитых коллег скульптора арестовали 23 июня 1941 с типовой формулировкой – за пропаганду «антисоветской идеологии», «измену Родине» и «шпионаж в пользу Франции». А в назидание остальным гипсовое творение разрушили.
Только благодаря ходатайству своих сокурсников по Нерсисяновской семинарии – Каро Алабяна и Анастаса Микояна – Кочара выпустили из тюрьмы через два года. Возвращение к любимому детищу было долгим. Лишь в 1952 году он вновь начал работать над эскизами к новой композиции, но образ рождался трудно. Через год помог случай, когда на премьере балета «Сасунци Давид» скульптор нашел живое воплощение своей идеи в образе молодого артиста Вануша Ханамиряна, выступившего в заглавной партии. Так композиция постепенно стала обретать новые монументальные черты. Открытие нового памятника состоялось 3 декабря 1959 года. Все это время Давид Сасунский первым встречал гостей столицы, приезжающих в нашу страну поездом.
Однако с наступлением перестроечной смуты и развала Союза власти о памятнике забыли, а когда вспомнили, выяснилось, что он срочно нуждается в реставрации. Скульптура высотой в 12,5 метра на трех точках опоры от сильного ветра начала покачиваться… Заржавели водные коммуникации… Из-под копыт коня вандалы украли чашу… Да и сам памятник на фоне запустения и сноса ряда исторических зданий, казалось, выбивается из перспективы некогда единого ансамбля привокзальной площади. Появилось даже предложение перенести его на площадь Республики взамен снесенной скульптуры вождя мирового пролетариата. Но оно так и осталось висеть в воздухе. К 2011 году благодаря муниципальной поддержке и финансовому содействию наших соотечественников памятник вернулся к жизни. И хотя по известным причинам Давид Сасунский около тридцати лет не встречает иностранных гостей, тем не менее здесь по-прежнему многолюдно: работают пригородные электрички, есть поезд на Тбилиси, а в сезон летних отпусков армянские туристы уезжают отсюда на Черноморские курорты Грузии. При этом, как говорят бывалые путешественники, поездка оказывается бюджетной, а вдобавок за 15-16 часов можно непрерывно любоваться открывающимися за окном прекрасными пейзажами.
Сергей Тигранян