Горе экстрадируемым: на очереди Ассанж?
«Джулиан Ассанж может стать следующим», – так Эдвард Сноуден прокомментировал смерть в испанской тюрьме создателя антивируса McAfee Джона Макафи, при этом суд королевства одобрил его выдачу американской стороне. Макафи был задержан по запросу США, которые подозревали бизнесмена в неуплате налогов.
В министерстве юстиции Каталонии заявили, что Макафи мог покончить с собой, однако оставленное бизнесменом послание противоречит этой версии: «Знай, что если я повешусь, как (Джеффри) Эпштейн, это будет не моя вина». Таинственность смерти Макафи вкупе с серьезностью обвинений против Ассанжа делает предупреждение Сноудена вполне обоснованным.
Джулиан Ассанж – журналист, удостоенный множества наград. Его самая значительная работа – это публикация данных о боевых действиях США в Ираке и Афганистане, а также досье по Гуантанамо в 2011 году. В публикациях разоблачались военные преступления, пытки, заговоры с целью переворота и коррупцию со стороны военных и сотрудников спецслужб США.
За это Ассанж более десяти лет подвергался жестокому непрерывному преследованию, а в настоящее время находится в лондонской тюрьме Белмарш и борется против экстрадиции в США, где ему грозит 175 лет заключения за обвинения по закону о шпионаже. В январе этого года британский суд запретил экстрадицию Ассанжа в США на том основании, что это было бы «угнетением» в связи с его психическим здоровьем и высоким риском самоубийства. Однако Ассанжу было отказано в освобождении под залог, и он содержится под стражей, пока США готовят апелляцию.
Партнер Ассанжа Стелла Морис недавно описала его как «едва держащегося…Временами он в таком отчаянии, что считает себя обузой, поэтому самоубийство – это очень реальный риск». Несмотря на это, нельзя исключать, что Вашингтон добьется своего – администрация Байдена заявила о решимости продолжить преследование журналиста. Пока основатель «Викиликс» продолжает жить, или, точнее сказать, существовать, но это не значит, что угрозы для его и без того пошатнувшегося здоровья исчезла. Если углубиться в теорию заговора, то, возможно, потенциальный резонанс как в самих США, так и за рубежом от любого, даже самого случайного происшествия с участием Ассанжа останавливает американские спецслужбы от более решительных действий. Однако пример Джона Макафи доказывает – самое неожиданное может произойти в любой момент. К тому же, учитывая нынешнее состояние журналиста, едва ли он боится смерти больше, чем экстрадиции в американскую тюрьму.