Инструмент по смене режимов: зачем Западу решение МУС против Путина
Западные страны превратили Международный уголовный суд в политический инструмент для смены режимов. Любые решения гаагской юстиции для России юридически ничтожны и никогда не будут признаны Москвой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» юрист-международник, доктор юридических наук Алексей Исполинов.
TACC | Mike Corder/AP/МУС выдал ордер на арест российского президентаСША и Россия не признают юрисдикцию МУС«Римский статут Международного уголовного суда (МУС) активно обсуждался в девяностые годы, причем США прикладывали большие усилия для запуска этого процесса, но затем ситуация вышла из-под контроля американцев. Вашингтон предлагал начинать процессуальные действия только с одобрения Совета Безопасности ООН, но не получил в этом поддержки», — заключает Исполинов.
Россия в дискуссии почти не участвовала, Москву тогда волновали другие проблемы.
«США, потерпев неудачу с поправкой по Совбезу ООН, охладели к МУС и пошли другой дорогой. Американцы поняли, что не смогут контролировать поток жалоб, и решили в этом не участвовать», — резюмирует Исполинов.
Западные СМИ редко рассказывают об отношении американцев к МУС, но они отказались от Римского статута по той же причине, что и Россия. Юрисдикция суда ограничивает суверенитет государств и осуществляет вмешательство в их внутренние дела.
Юрист-международник, доктор юридических наук Алексей Исполинов«Вашингтон принял особый закон на случай, если кто-то из американских военнослужащих будет привлечен к ответственности за пределами страны. Президент США в такой ситуации должен осуществить любые меры, вплоть до военного характера, чтобы его освободить. Вот такая у Штатов позиция по МУС, а у России она длительное время носила амбивалентный характер. Москва сначала подписала Римский статут, но отказалась его ратифицировать, а затем вообще отозвала подпись», — констатирует Исполинов.
Президент США Джо Байден назвал «оправданным» решение МУС выдать ордер на арест президента РФ Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой. Американский лидер отметил, что Вашингтон не признает юрисдикцию Римского статута, но поддерживает действия гаагской юстиции, которая обвинила Кремль в совершении военных преступлений.
Позиция американцев носит двуличный характер: Штаты никогда не признают юрисдикцию МУС в отношении собственных граждан, но активно используют эту структуру через своих сателлитов для давления на неугодные политические режимы.
Запад применяет МУС для смены режимов«МУС превратился в хорошо оборудованный инструмент по смене режимов. Первыми это поняли африканцы, потому что суд резвился на их территории. Римский статут формально говорит, что МУС может быть привлечен только в том случае, если национальная судебная система не может наказать преступников, но де-факто он использовался для ликвидации политических оппонентов», — заключает Исполинов.
Global Look Press | Chris Kleponis — CNP/Президент США Джо Байден
Примеры Уганды и ЦАР показывают, что МУС наказывает только противников властей.
«Принцип использования МУС простой: в определенной стране происходил гражданский конфликт, выигравшие в нем власти приглашали МУС, после чего их противники на 30–40 лет уезжали в Гаагу без права на помилование, амнистию и освобождение, это очень жесткий способ избавления от оппозиции», — резюмирует Исполинов.Украина не ратифицировала Римский статут
Запад начал раскручивать сюжет с МУС прошлой весной. Провокация в Буче для этого не подошла, поэтому поводом в конечном итоге стала история с детьми из Харьковской области.
«Судопроизводство в МУС в отдельных случаях запускается Совбезом ООН, но обычно для этого нужно, чтобы государство, на территории которого было совершено подпадающее под Римский статут преступление, признало его юрисдикцию. Такое признание осуществляется двумя способами — ратификацией договора и отправкой в суд специальной декларации», — констатирует Исполинов.
Global Look Press | Tejas Sandhu / Keystone Press Agency/Украина не ратифицировала Римский статут
Украина для этого передала Гааге два специальных документа по Майдану и юго-востоку страны.
«Украинские власти прекрасно понимают риски признания юрисдикции МУС, поэтому категорически не хотят ратифицировать Римский статут, хотя Киев обязан был это сделать по соглашению о евроассоциации», — заключает Исполинов.
Теперь МУС действует на основании жалоб Киева, которые предоставили ему право расследовать преступления на территории Украины, причем как украинцами, так и гражданами третьих государств, которые не являются участниками Римского статута.
«Юрисдикция МУС здесь неоспорима, но это не влияет на отношение России к нему. Хорошим примером этого является Telegram-канал Медведева и другие российские официальные источники», — резюмирует Исполинов.
Global Look Press | Kremlin Pool/Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев
Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сравнил решение МУС с туалетной бумагой, которую можно использовать только в гигиенических целях, но в целом это еще один повод для разрыва отношений России и коллективного Запада.
США и их сателлиты не собираются идти на компромисс по украинскому кризису — выходка МУС это наглядно показывает.