«Чушь собачья, неправда, ложь»: Ответ Никиты Михалкова на провокации был простым и чётким
В своей последней программе «Бесогон» Никита Михалков вновь поднял одну из самых острых тем — миграционная политика и попытки выдать здоровый инстинкт самосохранения общества за «разжигание ненависти» или «нетерпимость». Ответ Никиты Михалкова на провокации был простым и чётким: «Чушь собачья, неправда, ложь».
Режиссёр Никита Михалков напомнил позицию губернатора Крыма Сергея Аксёнова, который прямо говорил о том, что миграционная политика — это уже не просто вопрос экономики, а вопрос национальной безопасности.
«Этот вопрос вообще на первое место выходит», — подчёркивал Аксёнов, заявляя о необходимости введения ограничительных мер в части завоза семей и получения гражданства.
Михалков пояснил: речь идёт не о запрете мигрантам зарабатывать на хлеб. Пусть работают, пусть кормят свои семьи, но эти семьи — пусть остаются у себя дома. Именно из-за массового завоза семей возникает проблема подростков, предоставленных самим себе. А если государство не возьмёт эту тему под контроль, то, по его словам, в любом обществе неизбежно в таком случае включится инстинкт самозащиты. Уже сейчас, отметил Михалков, появляются структуры вроде «Русской общины», которые пытаются взаимодействовать с властью и силовыми структурами, но при этом как только «кто-то из русских заступается за себя, за жену, за дочь», поднимается «визг», начинаются обвинения в экстремизме. Михалков подчеркнул, что если ситуация не будет управляемой — она легко может стать стихийной.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, как напомнил ведущий, также говорил о высокой напряжённости в обществе, вызванной поведением части приезжих. Колокольцев подчёркивал: «Мы просто обязаны реагировать <…> даже на подобные единичные случаи», поскольку отдельные мигранты ведут себя так вызывающе, что всё общество оказывается взбудораженным. В рамках разрабатываемой реформы, по его словам, планируется вывести эту категорию граждан из тени и усилить контроль.
Михалков обратил внимание на интересный феномен: тема «дружбы народов» всплывает чаще всего именно тогда, когда жалуются мигранты. Тогда внезапно начинается разговор о межнациональной розни, о необходимости помогать, сочувствовать и быть терпимыми. «Я не спорю, помогать надо», — признаёт он. Но тут же приводит мысль преподобного Варсонофия Великого:
Когда увидишь, что кто-нибудь упал в яму, не давай ему руки твоей, а протяни посох. Если он захочет выбраться — ты поможешь ему. Если же он будет тащить тебя к себе — просто отпусти посох.
Михалков настаивает: помощь — это взаимное движение. Односторонняя «помощь» быстро превращается в капитуляцию. Он сразу же предугадывает критику в свой адрес и жёстко на неё отвечает:
Я понимаю, что кто-то с лёгкостью необыкновенной может обвинить меня в том, что я против ислама, против мусульман. Чушь собачья, неправда, ложь.
Он напомнил, что этот вопрос для него был решён давно. Когда-то в Нижегородской области он побывал в татарской деревне на празднике Курбан-байрам. Там ему показали местную мечеть. Он поднялся на минарет и увидел абсолютно русский пейзаж: берёзы, поля, где-то вдали блестела Волга.
Я как бы физиологически понял, что этот пейзаж, вот этот мой, русский пейзаж, он точно такой же родной и для тех людей, которые исповедуют ислам и ходят в эту мечеть, — вспоминал он в старом выпуске «Бесогона».
Когда режиссёр узнал, что мусульмане живут там уже более 500 лет, понял: эти люди будут защищать эту землю с автоматом в руках, так же, как и он. С того момента, отмечал Михалков, вопрос межрелигиозного доверия для него был снят.
Он напомнил о фестивале чтения Корана в Ингушетии, о котором тоже рассказывал ранее. Тогда тысячи людей — и взрослых, и детей — с благоговением слушали, как звучит Священное Писание. Такое, по его мнению, невозможно в стране, где не уважают ислам.
Более того, Михалков уверен: православие ближе к исламу, чем к католицизму. Он утверждает это не в первый раз.
В заключение он использовал в передаче видео с имамом спецназа «Ахмат» Магомедом Хийтанаевым, который говорил:
Близкие люди для мусульман — это христиане. Это Священный Коран говорит. Поэтому мы, мусульмане, вместе с братьями-христианами, вместе с верующими людьми, боремся против сатаны.
Таким образом, — делает вывод Михалков, — разговоры о нетерпимости и вражде чаще всего оказываются или провокацией, или прикрытием для нежелания адаптироваться. Настоящее единство зиждется на взаимном уважении, ответственности и общей борьбе — не за лозунги, а за конкретную землю, за то, что каждый из нас считает своим пейзажем. Всё остальное — чушь собачья, неправда, ложь.
__________