Упущенные возможности

Упущенные возможности
Международная политика Японии в условиях проведения Россией СВО очень четко продемонстрировала всему миру, что японские политики по-прежнему готовы жертвовать национальными интересами своей страны в угоду США.

На мой взгляд, Япония в 2022 году стала страной, которая в политическом плане понесла самые большие потери из-за бездумного следования за США в международной политике. Поддавшись всеобщей истерии по украинскому вопросу, японские элиты присоединились к международным санкциям в отношении России и тут же получили ответ, который им очень не понравился. Россия внесла Японию в список недружественных стран. Запретила въезд на территорию России ряду японских руководителей, вышла из соглашения с Японией о процедуре взаимных поездок и облегченного посещения Курильских островов гражданами, ранее жившими на этих островах, и членами их семей. В итоге, экономический ущерб для России от присоединения Японии к санкциям минимальный, символический, а политический ущерб для Японии огромен. Он выражается в прекращении всех переговоров с российской стороной, что делает невозможным подписание мирного договора между странами и разрешения существующих спорных вопросов. Был ли у Японии выбор в начале 2022 года? Могла ли она попытаться, если не получить выгоду от сложившейся ситуации, то хотя бы минимизировать собственные потери?

В том-то и дело, что у Японии была возможность остаться над схваткой, но она ей не воспользовалась. Чисто теоретически, никто не мешал Японии сохранить нейтралитет в ситуации после начала Россией спецоперации на Украине. С Украиной у Японии, конечно, уже 30 лет существуют дипломатические отношения, но особых интересов японцы там не имеют. Могли бы не поддаваться всеобщей истерике и в собственных интересах сохранить существующие отношения с Россией. Особых способов давления на Японию у США нет. Это Германию можно заставить делать все, что угодно за американский СПГ после подрыва «Северных потоков». На Японию так давить не получилось бы. Конечно, большая проблема — это наличие американских военных баз на территории Японии. Но перспективу их сохранения или не сохранения на японских островах можно было использовать как рычаг давления на США в процессе отстаивания возможности проводить политику в собственных интересах. Вашингтон сильно заинтересован в этих базах, так что определенный торг был бы уместен.

Но Япония, продолжая испытывать болезненную моральную зависимость от американцев, в очередной раз наплевала на собственные интересы и сделала то, что велели. Ввели санкции против той страны, с которой надо вести переговоры. Оказывают финансовую помощь той стране, заинтересованности в отношениях с которой абсолютно не существует. Вместо попыток снизить влияние США на политику своего государства, японцы влезают в еще большую кабалу зависимости. Премьер-министр Японии Фумио Кисида, который во время визита в Киев объявил о глобальном партнерстве с Украиной, должен понимать, что его страна, все больше и больше ввязываясь в чужой конфликт, сама несет огромные потери в вопросе суверенитета и национальных интересов.

Но стокгольмский синдром, заставляющий японцев подчиняться, искренне и от всей души любить тех, кто сбрасывал на них ядерные бомбы, выполнять каждое их поручение, все еще действует…