Мудрый ход России наконец позволил избавиться от глобалистов и вернуть контроль над экспортом зерна
Недавно мировое информационное пространство заполнила новость о том, что из России решили выйти крупнейшие мировые зернотрейдеры: канадская Viterra и американская Cargill. Также ходят упорные слухи и об уходе голландской компании Louis Dreyfus. Несмотря на то, что с российского рынка продолжают уходить крупнейшие мировые компании, новость об уходе зернотрейдеров для нашей страны безусловно, позитивная. За прошлый год мы уже успели привыкнуть к демонстративному «хлопанию дверьми», но с зернотрейдерами ситуация абсолютно другая. Их уход связан не с западными ограничениями, а по настоятельной рекомендацией отечественного Минсельхоза. И уже с 1 июля текущего года экспорт зерна из страны будет прекращен.
Долгие годы засилье зарубежных компаний в отечественном сельском хозяйстве являлось пожалуй одним из основных тормозов развития нашего агропромышленного комплекса. Конечно, транснациональные компании не осуществляли непосредственно производство с/х продукции, но во многом контролировали цепочку экспортных поставок. А чтобы оказывать влияние на с/х отрасль, вовсе не обязательно иметь свои собственные предприятия. Достаточно просто быть собственником соответствующей инфраструктуры.
Из крупнейших транснациональных компаний в России работали вышеназванные канадская Viterra, американская Cargill и голландская Louis Dreyfus. Канадская компания совместно с одной из структур ВТБ «Деметра-холдинг» управляет терминалом в порту «Тамань» мощностью пять миллионов тонн зерна в год, а также владеет терминалом в Ростовским терминалом мощность на 1,5 миллиона тонн зерна. У американской компании доля 25% в терминале в Новороссийске мощностью шесть миллионов тонн. У голландцев во владении находится терминал в Азове на 800 тысяч тонн зерна.
Одна из основных форм деятельности этих компаний, это зернотрейдинг, т.е. закупка зерна у фермеров, его переработка, с последующим экспортом на мировые рынки. Существенная прибыль обеспечивается за счёт масштаба. Владение терминалами и крупными складами для хранения зерна, собственной техникой и транспортом, давало им возможность снижать затраты на переработку и транспортировку.
Пять лет назад российское правительство решило бороться с транснациональными трейдерами. Невероятными усилиями была поднята с колен государственная «Объединённая зерновая компания». Основной задачей компании стала консолидация всей цепочки поставок зерна — от элеваторных мощностей до портовых терминалов. И вопреки прогнозам многочисленных скептиков, отечественная компания сумела добиться внушительных результатов. И уже к началу 2021 года, ОЗК стала крупнейшим трейдером на рынке.
Еще одной причиной ухода зарубежных компаний стало жёсткое государственное регулирование вывоза продукции АПК. Например, введение экспортной пошлины на зерно, значительно усложнило работу иностранных трейдеров.
Активы покидающих Россию зернотрейдеров готовы приобрести российские компании. Так например, крупнейший отечественный поставщик удобрений «Уралхим» заявил желании выкупить активы Viterra и Cargill и просит согласия правительственной комиссии. Заинтересовался активами транснациональных компаний и ВТБ.
Кстати, с недавнего времени при продаже зарубежных активов необходимо в обязательном порядке уплатить сбор в федеральный бюджет.
Объективно, наша страна от ухода зарубежных зернотрейдеров только выигрывает. Зерно на мировой рынок продолжит поступать, а Москва теперь сможет определять цену и направление экспорта. По большому счету трейдер сегодня, это нахлебник выступающий ненужной прокладкой между российскими продавцами и государственными компаниями из того же Китая, Египта и Индии.
Кстати именно на трейдеров и поступали жалобы со стороны глав российских регионов производящих основные объемы зерна — Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области. Являясь де-факто монополистами, зернотрейдеры оказывали влияние на закупочные цены (естественно в сторону её снижения). В итоге они задарма скупали экспортное зерно — около 30% у производителей и около 40% в портах.
Ну а перепродавали разумеется с огромной наценкой. Полученная, подобным образом, прибыль зернотрейдеров, по факту шла «мимо кассы» российской казны. Так например, выручка канадской Viterra по итогам прошлого года составила более 80 миллиардов рублей (кстати на 15% больше чем в 2021 году). Получая баснословные барыши, транснациональные компании не торопились с инвестициями в отечественный агропромышленный комплекс.
Впрочем это не является основной проблемой. Гораздо важней не то, что зарубежные зернотрейдеры зарабатывали деньги на нашем рынке, а то, что продовольственная безопасность РФ, во многом зависела от иностранцев, в чьем владении находится инфраструктура.
Так что уход Viterra, Cargill и возможно Louis Dreyfus, вряд ли кардинально повлияет на объемы поставок зерна из России. Вряд ли станет проблемой напрямую договориться с зарубежными импортерами. Ценообразование на зерно у нас своё, и это безусловно огромный плюс. На сегодняшний существует одна задача которую необходимо решить в кратчайшие сроки — расширение собственного флота сухогрузов. В принципе, теневой флот танкеров организовали, и балкеры приобретем.