Чад послал американцев. Буркина-Фасо — французов. Жестко. Хотят — русских

Чад послал американцев. Буркина-Фасо - французов. Жестко. Хотят - русских

Все-таки не зря, оказывается, мы проводили недавно в Москве Конгресс африканских стран. Новости пошли — одна за другой. Какие-то неприятные для любителя мороженого с шоколадной крошкой Байдена и его ученика Макрона. Получается, целая «африканская весна».

Мало того, что «измену» оформили уже давно ненадежные страны, так теперь Байдена с Макроном вышвурнули две страны,  считавшиеся западным оплотом на «черном» континтенте.

Сначала «слово взял» Глава Чада Махамет Деби, который подписал указ о национализации активов Exxon Mobil на 500 млн. долларов. Амеры — в полном унынии, и даже не знают как на такое реагировать.

Важно: Чад обладает богатейшими залежами нефти. Которая дает 90% дохода страны от экспорта.

«Черное золото» Чада, конечно же, привлекло «акул» Западного мира довольно давно. В 70-х годах прошлого века американская компания Exxon Mobil начала там добычу. Она стала оператором основных нефтегазовых проектов в Чаде. Но также в дележке нефтепирога участвовали и французы.

Французский Total Petroleum приобретал у Exxon Mobil добытую нефть по очень льготной цене. Все были довольны, кроме властей страны. Которым от своего богатства доставались сущие крохи.

Да кто их спрашивает-то…

Но в 2021-м в стране произошел переворот. К власти пришла новая власть, во главе с Махаматом Деби. И вот тут-то сказка закончилась.

Новый глава стал проводить активную политику на избавление от своих западных сюзеренов. А для начала — «подружился» с РФ и Китаем. С нами — военно-техническое сотрудничество, с китайцами — экономическое. На местный рынок пришел китайский нефтяной гигант CNPC, построивший большой нефтеперерабатывающий завод.

Получив такую мощную поддержку, Деби занялся уже западными нефтяниками. Французам и американцам стали регулярно выписывать огромные штрафы за уклонение от уплаты налогов.

Разумеется, тем это очень не понравилось. В июле прошлого года временный поверенный  посольства США в Чаде г-жа Торнберн выступила с большой речью, объяснив новым властям Чада как надо строить демократию.

«Ведите себя хорошо!»

Деби на сей пассаж ответил конкретно:

— Прошли те времена, когда мелкие чиновники, работающие в посольствах, могли давать уроки и указания руководителям африканских государств.

Руководство Exxon Mobil поняло, что дело кислое. И к началу 2023-го продало свои активы в Чаде, а заодно и в Камеруне, британской Savannah Energy за 407 млн. долларов. Сделка уже была оформлена, осталось только денежку получить.

Но тут Правительство Чада обратилось в местный суд, который признал данную сделку ничтожной. А все нефтяные активы передал государству.

Для американцев сия новость стала холодным душем. Ну как так-то? Ведь в последнее время именно Чад был последней опорой влияния в центральной Африке. Соседние страны уже их повыгоняли. Там повсюду триколор развевается. Теперь и в Чаде то же самое?

Вообщем:

И ты, Брут..

Самое главное в том, что у стран Африки исчезает страх перед Западом. Появился новый центр силы. Если дружишь с РФ и Китаем — можно не бояться уже никого.

Посмотрев на Чад, почти тут же среагировала следующая африканская страна. Буркина-Фасо. Третья страна в Африке по залежам золота.

Там тоже, как и в Чаде, недавно случился переворот (даже два) К власти пришли военные. И взяли курс на избавление от тех «кто нам жить мешает». В пользу тех, «кто жить помогает».

В январе новые власти Буркина-Фасо приостановили действие военного соглашения от 2018 года, которое разрешало присутствие французских военных в Буркина-Фасо. Это 400 спецназовцев, которые якобы должны помогать в борьбе против всяких-разных. Власти вежливо попросили зуавов удалиться восвояси. В ответ на это Эммануэль сказал:

— Новая стратегия Франции в Африке не предполагает вывода войск.

Грозно? Местные стиснули зубы.

Ладно, пожалеете..

И началась — жара. Сначала в Буркина-Фасо стали массово закрывать французские школы и прочие учебные заведения.  Учителей-преподавателей элементарно выслали из страны.

Потом взялись за бизнес. Французские предприятия закрывались одно за другим. Всех «недружественных» работников — на выход.

А в конце концов добрались и до телевещания. Был закрыт телеканал France 24. Причем безо всяких уведомлений и прочих обязательных процедур. Просто пришли и опечатали. Невзирая на пункты международного договора о вещании.

Ну, и военные, как полагается, не были забыты. В феврале власти Буркина-Фасо разорвали соглашение с Парижем в сфере обороны, в соответствии с коим с 2009 года там размещались «зуавы».

А окончательная точка в этом вопросе была поставлена в самом конце марта, когда было денонсировано военно-техническое соглашение, подписанное аж 60 лет назад. Формально данное соглашение подписали для борьбы с незаконными формированиями. В реальности спецназовцы охраняли своих золотодобытчиков на приисках-рудниках.

Такая охрана нам не нужна!

Руководство Буркина-Фасо заявило так:

— Французский контингент не справился с поставленной задачей. И обязан полностью покинуть страну в течение месяца.

И ведь теперь точно уйдут, потому что почти тут же Глава Буркина-Фасо заключил договор с нашими!

Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь..

Буркина-Фасо, как уже было сказано выше, обладает крупными залежами золота. Львиная часть доходов от золотого экспорта раньше утекала в Париж, но теперь ситуация в корне меняется.

Еще в ноябре 2022-го власти Буркина-Фасо выдали нашей золотодобывающей компании Nordgold разрешение на промышленную эксплуатацию золотых рудников. Даже невзирая на то, что сия компания находится под ограничениями.

Вот это — от души… «Африканская весна» продолжается…

Бочкарев Александр