В чем заключается опасность второго фронта для Грузии

В чем заключается опасность второго фронта для Грузии
Акции протеста на проспекте Руставели в Тбилиси – событие такое же обыденное, как погодные явления в этой непостоянной стране. Молодое поколение само по себе рассматривается как революционная сила. Ключевыми факторами являются возраст, мобильность и восприимчивость. Навыки по свержению власти здесь считаются одним из всеобщих признаков цивилизации, таких, как умение пользоваться ножом и вилкой.

Чем хуже идут дела Украины, тем больше нарастает напряжение в Грузии

Нынешние выступления в Грузии заслуживают особого внимания и вызывают серьезное беспокойство, учитывая печальный опыт «революции роз» во главе с неадекватным лидером, за которой последовали одна за другой две войны против Южной Осетии и не менее агрессивная политика «мягкой силы».

Пристальное внимание к подобного рода событиям в Грузии объясняется исключительно интересами безопасности страны, а также «предназначение» Грузии в этом сценарии с точки зрения Запада, который не достиг поставленных целей в результате гибридной войны против России. Совершенно очевидна установка западных кураторов оппозиционным силам на то, чтобы протестная волна была использована с максимальным исчерпывающим результатом – сменой власти «Грузинской мечты», которую считают пророссийской за осторожную позицию в отношении Москвы и специальной военной операции на Украине.

Чем хуже идут дела Украины на войне, тем больше нарастает напряжение в Грузии. В ноябре прошлого года в парламенте впервые заявили о подготовке законопроекта об иностранных агентах, а оппозиция начала просчитывать механизмы максимального использования такого «подарка» со стороны руководства.

О проекте

Проект закона «О прозрачности иностранного влияния» подготовили представители движения «Сила народа», бывшие члены «Грузинской мечты», покинувшие правящую партию, но сохранившие свои места в парламентском большинстве. Закон предусматривал раскрытие источников доходов политиков, СМИ и неправительственных организаций, влияющих на формирование общественного мнения, но многолетнее бесконтрольное потребление иностранных грантов стало слишком привычным для грузинских НПО, которые не хотят увязывать свой комфорт с вопросами государственного суверенитета. Момент для такого законопроекта тоже выбран по непонятным соображениям. Кроме того, он не укладывается в рамки исполнения, которых требует Евросоюз.

Сначала в проекте увидели только угрозу для демократии, а потом вспомнили, что и в России в 2012 году был принят закон, регулирующий иностранное финансирование, и тогда оппозиция решила внести в парламент альтернативный проект – аналог американского FARA, еще более жесткого. Так, в США агенты иностранного влияния обязаны декларировать любой контракт с иностранной организацией, сделку и даже устное общение. Грузинские законодатели посчитали это чрезмерным и в своем проекте обязали иноагентов только подавать ежегодную финансовую декларацию. За несоблюдение этого требования им грозил бы административный штраф.

Подводные камни

«Зачем вообще нужен этот закон?» – задала вопрос посол США в Грузии Келли Дегнан. Аналог как российского, так и американского законов не входит в интересы Запада, финансирующего своих агентов влияния в Грузии. Суммы, выделяемые для грузинских НПО, превосходят в десятки раз те средства, которыми располагают политические партии, финансируемые из госбюджета.

На что рассчитывали власти страны, стремясь ограничить диктат Запада, если им хорошо известен охват общества этим самым западным диктатом? Суверенитет Грузии давно уже понятие приблизительное, и руководству рано или поздно стоило о нем позаботиться, но почему именно сейчас? Может быть, в связи с предстоящими в следующем году парламентскими выборами правящая партия хотела лишить оппозиционные силы иностранной подпитки? С выборами связала закон об иноагентах в Грузии и британская газета «Гардиан», отметив, что «эта была местная инициатива, которая позволила бы правящей партии «Грузинская мечта» ограничить гражданское общество и победить на следующих выборах».
А может, требования Запада к Грузии открыть второй фронт становятся настолько настойчивыми, что власти решили принятием закона напомнить о суверенитете страны. Рубикон уже пройден. Запад давно и однозначно дал понять, что не доверяет «Грузинской мечте» и задачу второго фронта придется решать с какой-нибудь другой политической силой.

Опасность второго фронта для Грузии

Как вообще открываются «вторые фронты»? В конце концов, значительная часть грузинского народа все еще живет и зарабатывает в России, отсылая своим семьям деньги, которые составляют самый большой процент по сравнению с поступлениями из других стран. Команда «Грузинской мечты» настроена продержаться у власти и выиграть парламентские выборы в следующем году, и пока она держится, ничто не предвещает тотального перехода Грузии на орбиту Запада. Если, конечно, не будет искусственно спровоцировано резкое обострение ситуации на границе с Южной Осетией или Абхазией, или еще какой-нибудь вопиющий инцидент, после чего эскалация конфликта сама будет направлять действия сторон.

Современная Грузия – небогатая страна, экономика далеко не процветает, армия не настолько многочисленная, чтобы противостоять Российской (с точки зрения российских военных экспертов, она вооружена хуже, чем в 2008 году). Некоторые эксперты допускают, в случае самого неблагоприятного расклада в ходе войны на Украине «Грузию никто не будет спрашивать», ее втянут в конфликт, чтобы отвлечь определенную часть российских военных сил к южным границам. Такое положение дел не совсем реально, но его возможность следует учитывать.