Препятствуя «Газпрому», Европа высекла себя сама как унтер-офицерская вдова
Прошедшая холодная зима в Европе и Азии, а теперь наступившая в этих же регионах «внезапная» летняя жара, привела к тому, что в европейских ПХГ остался минимальный объём природного газа и хранилища нечем заполнять.
Взято из открытых источниковВзято из открытых источников
«Газпром» отказывается бронировать дополнительные мощности для транзита газа через украинскую ГТС. СПГ уплывает в Азию, где цены традиционно выше. В результате цены на газ на хабе TTF в Нидерландах дошла до $431 за 1000 м³, в июне его стоимость возросла на 31%, а с начала года – на 80%.
В сложившейся ситуации европейцы быстро назначили виноватого — российский «Газпром». С одной стороны их обвинения не лишены оснований.
Российскому газовому монополисту надо же как-то компенсировать потери от лишённого всякой логики решения Стокгольмского арбитража, присудившего ему 3-х многомиллиардный штраф просто потому, что Киеву на евроинтеграцию нужны деньги.
Кроме того, «Газпрому» также не помешало бы компенсировать часть дополнительных своих расходов, связанных с затягиванием на полтора года строительства «Северного потока — 2», которому ряд европейских стран серьёзно поспособствовал.
И все-таки, скорее всего, это благоприятное для «Газпрома» стечение обстоятельств, позволяющее частично (или полностью) компенсировать свои потери, так сказать неожиданный, но приятный бонус.
Основная же причина кроется совершенно в другом. У киевского режима катастрофическая ситуация с финансами. И «благородные» европейцы не прочь ему помочь, но сделать это намериваются с помощью России, являющейся, между прочим, в украинском понимании страной-агрессором.
Самый удобный вариант для этого — обеспечение максимально возможных объёмов газового транзита через Незалежную.
И это при том, что благодаря Евросоюзу большую часть времени, с момента запуска «Северный поток -1» работал на половину мощности. Подобная участь ожидает и «Северный поток —2».
Брюссельские чиновники сейчас официально заявляют, что если Кремль не будет обеспечивать достаточный транзит через украинскую ГТС, то подачу газа по «Северному потоку —2» они вообще могут остановить.
Несмотря на то, что действующий с Украиной контракт рассчитан до конца 2024 года, в Киеве по поводу завершения строительства и ввода в строй «Северный поток —2» началась безудержная истерика.
Поэтому сейчас просто невозможно представить, что под термином «достаточный транзит» в Брюсселе понимают. По оценке «Нафтогаза Украины», 30 млрд. м³ год — предел рентабельности украинской ГТС: то есть своё существование она окупает, но украсть нечего.
Кроме того, Украина присоединилась к Европейской энергетической хартии и ратифицировала Договор к ней. Поэтому Киеву будет гораздо труднее остановить транзит через свою ГТС по причине её нерентабельности, чем «Газпрому» направить основные объёмы своего газа по другому маршруту.
Именно поэтому уже сейчас «Нафтогаз Украины» хочет гарантий — как минимум, сохранения после 2024 года текущих объёмов транзита в объёме 40 млрд. м³ или даже увеличения их в полтора-два раза.
С этой целью «Нафтогаз Украины» постоянно предлагает «Газпрому» выкупить выставляемые на аукцион дополнительные транзитные мощности. Например, на аукционе в июне выставлялись мощности (более 60 млн. м³ в сутки), которые в 4 раза превышали текущие объёмы транзита (15 млн. м³ в сутки). Российская сторона это предложение проигнорировала.
Для Зеленского это вопрос жизни и смерти. Если до начала президентских выборов в апреле-мае 2024 года он эту проблему не решит, то «несолоно хлебавши» вернётся к тому с чего начинал — скоморошничать на киевских подмостках, если, конечно, будут желающие на это смотреть.
Аргументом на переговорах у Киева может быть только наличие значительных, превышающих контрактные, объёмов транзита газа через Украину в условиях уже работающего «Северного потока — 2».
Тогда Зеленский сможет трактовать намерение «Газпрома» сократить транзит, как политическое давление российских властей на евро ориентированную Украину, а его брюссельские покровители получат аргумент для санкций против «Северного потока — 2».
Именно по этой причине, а не потому, что так резко выросла цена на газ, европейские союзники Украины, в контакте с самим киевским режимом, начали требовать от «Газпрома» резко увеличить поставки российского газа.
Взято из открытых источниковВзято из открытых источников
Европа этим «убьёт двух зайцев»: обеспечит Украине резкий рост транзита, а значит, так необходимый Киеву финансовый поток, и заполнит свои ПХГ под завязку дешёвым газом, чтобы пережить зимние пики потребления без приобретения зимой дополнительных объёмов более дорогого газа.
Учитывая, что Киев начнёт очередную газовую войну с Россией заранее, скорее всего уже в 2022 году, Евросоюз хочет подойти к ожидаемому кризису во всеоружии — с надёжными запасами газа и гарантированным транзитом нужных объёмов.
Отсюда и истерика, как в Европе, так и в Киеве, когда выясняется, что «Газпром» не желает создавать европейцам стратегический газовый резерв, который потом ими обоими будет использован против его интересов.
Брюссель сам, как унтер-офицерская вдова, высек себя своей неразумной энергетической политикой, заставив «Газпром» осваивать китайский рынок. Контрактные обязательства российская сторона выполняет в полном объёме.
Объёмы добычи газа не резиновые, плюс перед «Газпромом» ещё и задача газификации всей страны на ближайшие годы стоит. Поэтому, уважаемые европейцы, но лишних объёмов газа сейчас просто нет.
Это прямой намёк Брюсселю на то, что если он продолжит и далее себя плохо вести, ставить «Газпрому» палки в колёса, то его любимая зелёная энергетика станет ему не прихотью, а суровой реальностью.
Ведь после завершения текущих контрактов, часть объёмов, сегодня идущих в Европу, может быть перенаправлена в Китай, Южную Корею или в Японию, да мало ли ещё куда. Короче, привыкай Европа — раньше ты была эксклюзивный покупатель, но теперь ситуация другая, замена тебе есть.
Россия 30 лет трудилась, чтобы создать сегодняшнее положение. Альтернативного газа из всех возможных источников Европе сейчас не найти. Если она соберётся перенаправить потоки, то заплатит за это вдвое, а то и втрое дороже, чем убьёт конкурентоспособность своей промышленности и создаст социальную напряжённость в избалованном европейском обществе.
Сегодня «Газпром» наработал альтернативных покупателей, чтобы не зависеть от чванливого и неблагодарного европейского рынка.
Газпром способен выполнять свои контрактные обязательства даже в условиях неработающего «Северного потока — 2» и с выводом на 2 недели части мощностей действующих газопроводов на плановые регламентные работы, не увеличивая газового транзита через Украину.
В Брюсселе, видимо, забыли, что практически все ведущие её газовые компании являются акционерами «Северного потока — 2» и уже вложили в него огромные средства. Сейчас они главные лоббисты интересов «Газпрома» в ЕС.
Бороться с Россией европейским бюрократам теперь стало на порядок труднее, поэтому они постоянно наступают себе на собственный хвост, при этом ужасно сердятся и возмущаются, правда, не понятно за что и на кого.
И приговор в этой бессмысленной войне Брюссель подписал себе ещё в 2005 году, кода посадив Ющенко в президентское кресло в Киеве, посчитал, что отныне Россия «отброшена за Урал». Именно тогда европейские и украинские русофобы похоронили проект трёхстороннего консорциума по использованию украинской ГТС.
Тогда не только европейские компании, но и «Газпром» стали бы её акционерами, и им невыгодно было бы создавать новые маршруты, конкурирующие с их собственным газопроводом, и уже давно бы решилась проблема с реконструкцией украинской трубы.
А так — «за что боролись, на то и напоролись»
Нынешняя длительная газовая война Брюсселя против «Газпрома» принесла ему несколько тактических побед, но завершилась его гигантским стратегическим поражением, которое завершится актом европейской капитуляции — вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2»