Перемога отменяется: Чем для Зеленского обернулся звонок лидера КНР
По правде говоря, абсолютное большинство экспертов-международников до последнего были твердо уверены в том, что эти переговоры не состоятся. Если бы кому-то вздумалось принимать ставки на то, соизволит ли председатель Си снизойти до общения с домогавшимся такового уже до полного неприличия украинским «лидером», шансы у последнего были бы самые скверные. И тем не менее это все-таки случилось.
Официальный Киев, естественно, моментально постарался представить тот факт, что в Пекине наконец подняли трубку после бог знает какого по счету безуспешного «прозвона», в качестве собственного «большого дипломатического и политического достижения». На самом деле это далеко не так. И все, кто в России начал переживать по поводу возможного изменения позиции китайских товарищей в украинском вопросе, также могут расслабиться – ничего подобного не происходит. Попробуем разобраться, почему так можно утверждать с полной уверенностью.
Позвони мне, позвони…
Прежде чем вносить ясность в тонкости и нюансы, давайте припомним, с чего вообще началась тема возможных телефонных переговоров между Пекином и Киевом, как она родилась. Впервые такую возможность озвучили в МИД Поднебесной после визита в Россию Си Цзиньпина, чей «мирный план по Украине» одобрил и поддержал Владимир Путин. Однако происходило все на фоне резкой и огульной критики этого самого плана, звучавшей как непосредственно из Киева, так и от его западных кураторов и кукловодов. Украина, как обычно, требовала «полного вывода российских войск» и «возврата к границам 1991 года», что китайским инициативам полностью противоречило. Получалось, что говорить вроде бы как и не о чем. По новой разговоры на сей счет пошли из неких «французских дипломатических источников» после китайского вояжа Эмманюэля Макрона. Ссылавшиеся на них западные СМИ утверждали, что парижскому гостю якобы удалось подвигнуть председателя Си на такой шаг своей силой убеждения.
Воду на мельницу таких предположений подлила и побывавшая по тому же адресу, что и Макрон, Урсула фон дер Ляйен, заявившая, что китайский лидер вроде бы «обещал пообщаться с Зеленским, когда сложатся соответствующие условия». Какие условия? Об этом брюссельская дама умолчала. Правда, понимать ее слова следовало, скорее всего, как намек на то, что китайско-украинские переговоры на высшем уровне должны знаменовать собой отступление Поднебесной с позиций полной и безоговорочной поддержки России. При этом следует помнить, что все это время Киев прямо-таки бомбардировал Пекин назойливыми мольбами о «сеансе связи». В ответ там хранили гордое молчание, словно и вправду дожидаясь чего-то. Чего именно? Возможно, ответ стоит поискать в событийном контексте невнятных «вангований» на тему: «позвонит-не позвонит».
Москву посетил сперва лично Си Цзиньпин, причем после выдачи МУС «ордера на арест Владимира Путина» приезд его выглядел откровенным демаршем, демонстрирующим полное пренебрежение к попыткам Запада «изолировать» Москву. Затем туда же пожаловал еще один гость – министр обороны КНР Ли Шанфу, и от этого визита всей западной компашке стало еще горше, ибо он обозначил движение в том направлении, которого там боятся больше всего, – в сторону серьезного усиления военно-технического сотрудничества России и Китая. Ну а дальше последовал совершенно фееричный скандал, который произвели высказывания китайского посла во Франции Лу Шайе, не просто назвавшего Крым «исторически принадлежащим России», а и вообще поставившего под большое сомнение легитимность всех постсоветских «нэзалэжностей» как таковых. И если кто-то думает, что это он «не подумавши брякнул», исходя из того, что интервью с сайта посольства впоследствии вроде как удалили, а МИД Китая выдал крайне невнятный текст о «неизменности позиции» и тому подобном, то это очень зря.
Если бы товарищ Лу и вправду позволил себе сколько-нибудь существенное отступление от «генеральной линии партии» и реальной внешнеполитической позиции Пекина, послом он перестал бы быть в самый кратчайший срок. А что текст убрали – так его уже в миллионе СМИ процитировали и распространили! Дело сделано… Вот на таком, собственно, фоне и состоялся звонок. И, кстати, украинская сторона даже не пытается утверждать, что произошло это по инициативе Китая или по обоюдной. В Пекине просто-напросто соизволили пойти на контакт, чтобы избавиться от трезвона надоедливых приставал. Ну и, возможно, имея в виду какие-то более серьезные планы и намерения, заключающиеся явно не в подыгрывании безумным «хотелкам» Зеленского, которого такой человек, как Си Цзиньпин, всерьез воспринимать не может априори.
Поговорили… И что?
Зачем Си согласился убить час своего драгоценного времени на совмещение неприятного с по большому счету бесполезным, понять не так уж и сложно. Хотя бы из того хвастовства, которым немедля разразился в соцсетях президент-клоун, объявивший, что за это время ему «удалось обсудить весь комплекс актуальных вопросов двусторонних отношений». Вот прямо-таки и весь? Крайне сомнительно – особенно в свете того, что Зеленский тут же повторил мантру о «недопустимости мира за счет территориальных компромиссов» и «границах 1991 года». То есть с китайским планом по урегулированию – однозначно мимо. Практичные намерения китайской стороны читаются вот в чем:
До полномасштабного российского вторжения Китай являлся торговым партнером Украины номер один. Верю, что наш сегодняшний разговор даст мощный импульс возвращению, сохранению и развитию этой динамики на всех уровнях…
Эти слова Зеленского свидетельствуют о том, что Пекин решил порешать на Украине свои меркантильные вопросы, пользуясь ситуацией. Экспорт-импорт, транзит в Европу и прочее. Недаром же послом в Китае (после достаточно длительного периода отсутствия такового) Зеленский назначил вовсе не профессионального дипломата, а чистого «хозяйственника-решалу» – бывшего министра стратегических отраслей промышленности Украины и экс-главу Гостаможенной службы Павла Рябикина. Никаких внешнеполитических «прорывов» не намечается, ибо взяться им неоткуда – а вот деньги надо делать. Не менее красноречивым свидетельством того, что ни о каком прогрессе по линии умиротворения конфликта речь не идет и близко, являются публичные заявления, сделанные пресс-секретарем Зеленского Сергеем Никифоровым. На них, право же, стоит остановиться подробнее.
Состоялся обмен мнениями, то есть глава КНР уже лично представил китайский «мирный план», который есть в публичном пространстве и очень известен. Президент Украины рассказал о своей формуле мира, которая является для нас приоритетной. Приятно, что есть определенные моменты, такие точки пересечения
– говорит пресс-секретарь.
То есть, как видим, речь идет о все том же формате инициатив Пекина, нисколько не изменившемся в угоду Киеву и Западу. Зеленский тоже стоит на своем. Так откуда же «точки пересечения» и в чем они заключаются? По словам Никифорова, мнения участников переговоров совпали в вопросах «неиспользования и нераспространения ядерного оружия», а также «недопустимости взятия в заложники ядерных объектов». Ну, негусто, скажем прямо. Набор благих пожеланий, озвучиваемых китайскими товарищами всегда и везде. Впрочем, если верить Никифорову, то все еще впереди!
Это только начало диалога. Нас проинформировали, что Китай назначит такого человека, где-то видел его имя. Посмотрим, с чем он приедет. Я так понимаю, что приедет, чтобы подробно понять нашу позицию. Мы позитивно настроены на такой прямой диалог с Китаем
– заявил он, продемонстрировав вдобавок к недопустимому для собственной должности косноязычию еще и дремучее невежество.
«Какой-то человек», упоминаемый этим оболтусом, – это специальный представитель Китая по евразийским делам (и по вопросу урегулирования украинского кризиса), бывший посол КНР в России Ли Хуэй, в свое время награжденный Владимиром Путиным орденом Дружбы, и явно не за красивые глаза. В Киев ни с чем приятным для тамошнего режима он точно не приедет… Тут выбор главного переговорщика уже сам по себе свидетельствует, на чьей стороне находится и будет находиться КНР.
Согласно озвученным телевидением Поднебесной тезисам председателя Си, в процессе разговора с Зеленским он предложил тому «четыре пункта для совместного рассмотрения и три для размышления». Содержание этих пунктов, явно очень серьезных и фундаментальных, не оглашается. Впрочем, даже тень сомнений относительно того, что в них могут быть вещи, неприемлемые для России, снимает официальная реакция Вашингтона на состоявшиеся переговоры. Уж туда-то Зеленский, вне всяких сомнений, отправил самое подробное и откровенное донесение о том, что он услышал. И что же? Координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что американская сторона сам факт состоявшихся переговоров, конечно же, «приветствует», но вот относительно того, что они «дадут импульс для какого-то значимого движения к миру», имеет самые крепкие сомнения. В МИД России отреагировали на «созвон» еще более сдержанно. Спикер ведомства Мария Захарова сделала реверанс в сторону Китая за его «усилия в налаживании переговорного процесса», но тут же, по сути, дала понять, что все это пустые хлопоты, напомнив о полнейшей недоговороспособности Киева и его западных «партнеров», которые «заматывают любые мирные инициативы».
Как видим, иллюзий по данному поводу ни у одной из сторон нет и близко. Идут сугубо ритуальные действия, которыми Пекин лишний раз старается подчеркнуть, с одной стороны, собственное миролюбие, а с другой – свой вес и значимость в стремительно меняющемся сегодня мире. Зеленскому и его шайке все это может помочь примерно так же, как мертвому припарки. Так что о каких-то дипломатических «пэрэмогах» на китайском направлении он может рассказывать разве что постоянным слушателям и зрителям его ежевечернего наркошоу. Эти могут и поверить.
Автор: Неукропный